мероприятия
03-10-14 05:45
Страны-наблюдатели в Арктике. Год 2014
Оцените материал
(3 голосов)

В 2014 году российским Центром стратегических оценок и прогнозов при поддержке Фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М.Горчакова было выполнено исследование, результатом которого стал доклад «Страны-наблюдатели в Арктическом совете: позиция и мотивы деятельности», представленный на заседании Международного экспертного совета по сотрудничеству в Арктике, которое состоялось в октябре 2014 года в рамках международной выставки ТРАНСТЭК-2014 в Санкт-Петербурге.

Ориентиром для выполнения исследования стали результаты оценки геополитической ситуации в мире, сложившейся в последнее десятилетие XXI века. В частности специалисты Центра исходили из того, что изменения климата на планете, а также исчерпание легкодоступных месторождений углеводородного сырья сделали в последние десятилетия вопрос разработки месторождений, расположенных в тяжелых климатических условиях, одним из наиболее актуальных. С другой стороны, изменение геополитического баланса сил в мире, перераспределение финансовых, товарных и иных потоков между Западом и Востоком в начале XXI века сделали одним из важнейших вопрос о пересмотре направлений стратегических транспортных артерий.

Указанные выше две фундаментальные причины, а также ряд иных факторов привел к тому, что тема освоения Арктики с ее внушительными запасами сырья, а также новыми транспортными возможностями в первом десятилетии XXI века стала одной из наиболее обсуждаемых в среде международного экспертного сообщества. Ряд мировых центров силы поспешил заявить о своих претензиях на ресурсы региона и сам регион в целом.

В ходе масштабной и кропотливой дипломатической работы к концу первого десятилетия XXI века в арктическом районе удалось сформировать международное правовое поле, которое позволило избежать прямого противостояния в результате столкновения интересов ведущих игроков в этом регионе планеты. Благодаря созданию Арктического совета и ряда иных институтов, сегодня международные отношения в Арктике сведены к взаимоприемлемому диалогу между ключевыми полярными государствами: Дания, Исландия, Норвегия, Канада, Россия, США, Швеция. Эти страны вошли в качестве стран-постоянных членов в Арктический совет, и тем самым обеспечили легитимность этой организации.

Подчеркнем, что нынешнего положения дел удалось достичь в результате сложной многолетней работы, равновесие достаточно хрупкое и любые недружественные акции могут повлечь скатывание ситуации к милитаризации и утрате диалога. Именно по этой причине так важно сегодня не допустить распространения негативного влияния противоречий между ключевыми странами арктического диалога, возникающих в иных регионах планеты, на баланс интересов в Арктике. Тут важно указать, что на ситуацию в Арктике сегодня оказывают влияние противоречия, возникающие в иных регионах планеты: хорошо известны факты из новейшей истории, когда кризис на Украине негативно отразился на взаимоотношениях стран Арктического совета, и даже сказался на качестве проведенных в рамках этой организации мероприятий на высшем уровне (бойкот со стороны США и Канады заседания целевой группы Арктического совета в Москве, бойкот международной конференции в российском Нарьян-Маре и др.).

За последние годы существенно расширился состав и география среди стран-наблюдателей в Арктическом совете.

Выполненное исследование содержит описание деятельности каждой из стран-наблюдателей Арктического совета. Сразу отметим, что в докладе выражена позиция экспертов Центра, которая может не совпадать с официальной позицией российского Министерства иностранных дел.

Не останавливаясь детально на изложении всего материала доклада, хотелось бы отметить общую тенденцию роста активности в арктических делах со стороны азиатских государств, казалось бы, далеких от Арктики.

Сегодня такие государства как Индия, Китай, Сингапур, Южная Корея и Япония ежегодно наращивают свои усилия в направлении все более глубокого проникновения в процессы изучения и экономического освоения Арктики. Что особенно радует, так это то, что все эти государства видят в качестве основного своего партнера в освоении Арктики именно Россию. Причем многие из них готовы оказать Москве содействие в реализации намеченных планов освоения российской Арктики. В частности, в начале 2014 года с китайской государственной компанией COSCO Group достигнута договоренность о продолжении экспериментальных коммерческих рейсов по Севморпути. Китайская гражданская инженерно-строительная корпорация намерена выступить инвестором в проекте российской межрегиональной компании «Белкомур» по строительству железнодорожной магистрали, связывающей архангельский морской порт с городами Сыктывкаром, Кудымкаром и Соликамском, что позволит активизировать экономическую деятельность в этой климатически сложной зоне.

Китайские нефтегазовые компании, имеющие значительный опыт работы на шельфе, сегодня заинтересованы в совместной разработке с «Роснефтью» участков в Баренцевом море и участии в проекте «Сахалин-3». При этом важно, что китайская промышленность в состоянии и готова выпускать качественное оборудование для добывающих отраслей (платформы, буровые установки, трубы, компрессорные станции), что позволяет России отказаться от попавших под санкции западных технологий и соответствующей продукции.

Южная Корея, один из молодых участников работы Арктического совета, сегодня также высоко оценивает экономический потенциал Севморпути. Несмотря на то, что статус наблюдателя в Арктическом совете Сеулом получен совсем недавно, тем не менее, перед страной уже ставится задача войти в число лидеров по морским перевозкам в Заполярье. На текущий момент Южная Корея более всего заинтересована в получении заказов на строительство метановозов ледового класса и модульных наземных конструкций для завода по сжижению природного газа в рамках проекта «Ямал СПГ». Одна из крупнейших южнокорейских корпораций Daewoo shipbuilding and marine engineering (DSME), опередив конкурентов, спроектировала специально для навигации по Севморпути газовоз ледового класса ARC-7. Новое судно грузовместимостью 170 тыс. кубометров способно преодолевать ледовый покров толщиной 2,1 м. В марте-июле 2014 г. корейская верфь получила выгодный заказы от российского «Совкомфлота» и иностранных участников проекта на строительство до  середины 2016 года десяти таких кораблей для перевозки сжиженного природного газа.

Помимо этого объемного контракта, корпорация Daewoo рассчитывает сегодня обеспечить себе контракты еще на шесть газовозов для проекта «Ямал СПГ», а также заключить сделку с «Газпромом» на строительство еще 13 метановозов класса ICE-4.

По большому счету, сегодня в «арктическом вопросе» мы наглядно видим справедливость тезиса о том, что XXI век станет «Веком Азии», что страны региона уже сегодня претендуют на вовлечение в мировые проблемы, стараясь решать их наравне с ведущими странами мира.

Многоаспектность и многоплановость отношений сторон в вопросе освоения Арктики сегодня ставит перед российскими внешнеполитическими институтами ряд вопросов, от решения которых будет зависеть успешность российской арктической политики.

В этих условиях крайне важным становится вопрос понимания «расклада сил» и выстраивания новых коалиций на основе взаимоприемлемых целей и инструментов их достижения. Именно по этой причине выполненное исследование, основной задачей которого как раз и является изучение позиций и стратегий стран-наблюдателей Арктического совета, является сегодня актуальным.

В частности установлено, что интерес к арктическому региону в последние годы существенно вырос, одновременно выросло и количество стран, заинтересованных в участии в его освоении. При этом среди стран, заявивших о наличии собственных интересов в Арктике все больше внерегиональных государств. Такая ситуация вносит новый ракурс изучения и понимания проблемы, поскольку расширяется поле возможностей для дипломатических маневров (претендующие на доступ к Арктике государства имеют интересы и в иных регионах планеты).

С другой стороны, вполне очевидно, что количество участников делает невозможным решение актуальных вопросов в одиночку. Объективно встает вопрос о необходимости и целесообразности выстраивания новых союзных конструкций.

На сегодняшний день наиболее четко обозначились следующие проблемные вопросы, которые активно обсуждаются в экспертных кругах региональных государств, а также являются ключевой темой диалога стран-наблюдателей с постоянными членами Арктического совета.

  1. Глобальные изменения климата и роль в них полярных регионов.

Эта тема сегодня доминирует в тех случаях, когда внерегиональная страна пытается доказать свою заинтересованность в участии в изучении арктического района. Изменения климата и роль в них Арктики является почти беспроигрышной темой, когда необходимо решать вопрос о доступе к структурам управления в регионе. Эта тема сегодня звучит, практически, во всех официальных документах, так или иначе связанных с формированием политики стран в отношении арктического региона.

  1. Экологическая безопасность в регионе.

Эта тема не менее значима, поскольку напрямую связана с первой темой. Вопросы обеспечения экологической безопасности в явной форме сегодня являются ключевым тезисом деятельности, в частности, таких структур как «Гринпис». Тема весьма удобная для недобросовестной конкуренции – любые попытки промышленного освоения Арктики, так или иначе, натыкаются на вопросы экологической безопасности. Именно экология сегодня позволяет принимать наиболее радикальные шаги в случае, если необходимо защитить или продвинуть собственные интересы. В частности, сегодня ведется работа по ужесточению экологических стандартов к судоходству по Северному морскому пути. Основная цель такой работы – добиться принятия жестких стандартов, допускающих эксплуатацию в Арктике только судов, созданных с использованием специальных «зеленых» технологий, которыми располагает ограниченное количество стран региона.

  1. Обеспечение международного доступа к эксплуатации Северного морского пути.

Северный морской путь и его эксплуатация в интересах международного сообщества сегодня также является значимой темой. За последние годы существенно вырос интерес к Северному морскому пути со стороны Японии, Китая и Южной Кореи. Эти страны фактически готовы к коммерческому использованию Севморпути вместе с Россией и на российских условиях.

В частности, японские компании прогнозируют, что в долгосрочной перспективе период судоходства по данному маршруту будет неуклонно расти, и в этой связи уже на нынешнем этапе проводят экономическую оценку его использования. Причем многие проекты уже вступили в практическую фазу реализации. Так, японская компания MOL (Mitsui O.S.K. Lines, ltd) заключила контракт  на  сумму в 932 млн. долларов США на строительство трех ледокольных танкеров по перевозке сжиженного природного газа, которые будут осуществлять круглогодичную транспортировку добытого в рамках проекта «Ямал-СПГ» газа.  

Несмотря на то, что реальные экономические перспективы активной эксплуатации Севморпути лежат, как минимум, в среднесрочной перспективе, уже сегодня идет активное обсуждение тех норм и принципов, на которых должно строиться судоходство в Арктике. Интересно, что японская MOL планирует эксплуатировать строящиеся суда на Севморпути совместно с китайской компанией «China shipping development company». За счет этой кооперации Япония планирует накопить необходимый для навигации опыт и приступить к дальнейшему совершенствованию и расширению услуг морских перевозок.

  1. Обеспечение сохранности экосистемы коренных народов севера.

Тема коренных народов севера достаточно условна, хотя и эффективна, поскольку только она затрагивает социальный аспект арктического проекта, и позволяет привлечь к обсуждению всю практику дипломатической борьбы и пропаганды по теме нарушения прав человека. Для России в этом вопросе ключевым остается понимание того, что при освоении регионов Дальнего Востока и Заполярья наша страна никогда не делала ставку на истребление коренных народов, на создание резерваций для них и на других дискриминационных мерах. Всегда местное население было равноправным, на равных воспринимало культуру и язык. И нынешняя малочисленность многих народов Севера есть не продукт этнических чисток (подобных судьбе североамериканских коренных народов), а естественный процесс.

  1. Международное право в арктическом районе.

Тема модернизации международного права в арктическом районе позволяет добиться существенных преференций для государств, владеющих основным ресурсом, позволяющим влиять на формирование новых структур и отношений в области международного права.

Что касается реальных интересов, преследуемых новыми участниками арктического диалога, то тут наиболее ярко выражены следующие:

  • использование возобновляемых морских ресурсов Арктики (рыболовство).
  • доступ к невозобновляемым (прежде сего, углеводородным) ресурсам арктического шельфа.
  • доступ к Северному морскому пути.

Указанные интересы совпадают для большинства стран, и в этой связи являются источником возникновения потенциальных конфликтов.

Учитывая вышеизложенное, следует понимать, что вопрос о доступе к ресурсам Арктики несет в себе потенциал скрытых и реальных конфликтов.

Решать возникающие проблемные вопросы в одиночку для России будет достаточно сложно. Именно по этой причине необходимо вырабатывать конфигурации новых внешнеполитических объединений и союзов, способствующих консолидации возможностей как постоянных членов Арктического совета, так и стран-наблюдателей.

Страны региона уже в течение ряда лет активно формируют соответствующую инфраструктуру, позволяющую им готовить варианты развития событий для политического руководства, что делает их шаги эффективными и результативными. В частности, в большинстве стран созданы и успешно функционируют специализированные научные, промышленные и иные кластеры, объединяющие в себе институты, научные организации и предприятия промышленности с целью консолидации усилий по отстаиванию собственных интересов в Арктике. Эту практику необходимо учитывать и России, стараться не распылять, а объединять и консолидировать собственные ресурсы формирования, продвижения и защиты интересов России в Арктике.

В целом необходимо констатировать, что затронутая в исследовании тема роли и места стран-наблюдателей в Арктическом совете является значимой и актуальной. Понимание и учет действий стран-наблюдателей при формировании арктической политики России позволит реализовывать ее взвешенно и эффективно.

Программа мероприятия

09:30

Начало регистрации участников мероприятия в зале 6-2 павильона №6 ЛЭНЭКСПО

10:00

Начало заседания Международного экспертного совета по проблемам Арктики. Согласование регламента выступлений.

10:10

Приветственное слово Гришенина Р.Н. (заместитель исполнительного директора Фонда им. А.М.Горчакова)

10:20

Выступление Ходырева В.Я. (Президент Транспортного Союза Северо-Запада, советника Губернатора Санкт-Петербурга) 

10:35

Выступление Первого Секретаря Посольства Республики Сингапур Джонатана Чена

10:50

Выступление Санджая Чатурведи (Центр геополитических исследований, Индия) на тему «Открытие Севморпути: перспективы индийско-российского сотрудничества»

11:05

Выступление Иана Коулберна (компания Делойт, Генеральный директор)

11:20

Выступление Жудро Ивана Сергеевича, эксперта РАН, заслуженного юриста Российской Федерации на тему «Основы российской политики в Арктике»

11:35

Выступление Медведева Д.А. (эксперт Центра стратегических оценок и прогнозов, Москва) на тему «Страны-наблюдатели в Арктическом совете: позиция и мотивы деятельности»

11-50

Обсуждение докладов

12:00

Обед

12:30

Выступление Мухина А.А. (Центр политической информации, Москва) на тему «К вопросу о государственном управлении арктическим районом: будет ли создано Министерство по делам Арктики?»

13:00

Выступление Торосяна В.А. (директор по научной работе, НИИ Систем автоматизации, г.Москва)  на тему Телекоммуникационное и информационное обеспечение планов освоения Арктики

13:15

Выступление Потеряхина В.В. (заместитель Главы объединения работодателей Крайнего Севера «Союз руководителей Заполярья»,председатель Союза предпринимателей «Поддержка») на тему «Создание территорий опережающего развития на протяжении Севморпути»

13:30

Выступление Федотовских А.В. (первый заместитель председателя Союза «Северные промышленники и предприниматели» РСПП) на тему «Полярная авиация на новом этапе освоения Арктики и Севморпути»

13:45 14:00

Дискуссия и обсуждение материалов выступлений

 

фотогалерея
Доклады участников
Настоящее и будущее Северного морского пути
Иан Коулберн, Главный исполнительный директор «Делойт», СНГ
Доброе утро, дамы и господа, и спасибо организаторам конференции TRANSTEC и этой дискуссии в частности – Настоящее и будущее Северного морского пути - и нашему модератору, господину Гриняеву, за сегодняшнее утро. Для "Делойта" большая честь принимать активное участие в работе этой дискуссионной группы, посвященной развитию Арктики. Я работаю в России с 2000 года и недавно был утвержден в качестве нового генерального директора "Делойта" в России и СНГ с начала следующего года. Я рад, что этот важный форум является моим первым официальным выступлением после этого назначения. Я также очень рад вернуться в Санкт-Петербург. Я был здесь совсем недавно, фактически на прошлой неделе, чтобы отпраздновать 21-ю годовщину открытия нашего офиса в этом замечательном городе, а ранее в этом году на Международном экономическом форуме, приняв участие в Саммите руководителей компаний, посвященном конкурентоспособности России. Санкт–Петербург - замечательный город. Благодаря таким мероприятиям, как это, и Форуму, он становится настоящей площадкой для обсуждения тем мирового значения.
Региональный и глобальный уровни международно-правового режима Северного Ледовитого океана
Жудро И.С., эксперт РАН, Заслуженный юрист Российской Федерации
Еще в начале ХХ века отмечалось формирование особого режима Северного Ледовитого океана (далее - СЛО) на основе, прежде всего, правоприменительной практики самих арктических государств, национального законодательства, взаимных двусторонних и многосторонних договоренностях, отражающих условия  деятельности в СЛО.
"Северное направление" в современной геополитике
Мухин А.А. Генеральный директор ООО "Центр политической информации"
Недооценка «северного направления» в современной геополитике может уже в ближайшие годы обернуться для России серьезными проблемами. По некоторым оценкам, от 12 до 22% мировых запасов нефти и газа. В 2002 году Россия первая предъявила свою заявку на 1,2 млн кв.км шельфа, второй заявку подала Норвегия и в 2009 году получила право на 235 тысяч кв.км шельфа.
Выступление первого секретаря посольства Республики Сингапур Джонатана Чена
Джонатан Чен
Приветственное слово Президента Транспортного союза Северо-Запада Ходырева В.Я.
Ходырев В.Я.

Уважаемые товарищи! От лица Транспортного союза Северо-Запад. Позвольте приветствовать организаторов и участников заседания Международного экспертного совета по сотрудничеству в Арктике.

Прочитано 445 раз
Опубликовано в 2014 Мероприятие Совета
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии