Проблема состоит в том, что все страны пытаются доказать, что хребты Ломоносова и Менделеева являются продолжением их территорий (там залегает около 5-6 млрд тонн нефти).
Изменение климата, ведущее к «великой оттепели» в Арктике, делает возможным круглогодичное функционирование Северного морского пути, впервые в истории устойчиво соединив Восточную Азию и Северо-Западную Европу. Он станет, безусловно, кратчайшим путем, соединяющим промышленно развитые страны Европы и Азии. Уже это позволит сократить тысячи километров морских путей между двумя регионами, и поставит Россию в особо выгодное положение: возможностью сокращения накладных и транспортных расходов по перевалке грузов между крупнейшими морскими портами в Европе (Амстердам) и в Азии (Йокогама, Япония).
Надгосударственный орган - Арктический Совет создан при непосредственном участии Дании, Исландии, Канады, Норвегии, России, США (благодаря Аляске), Финляндии и Швеция.
Помимо основных стран-членов Арктического Совета сформировался пул государств-наблюдателей: Великобритания, Германия, Испания, Италия, КНР, Республика Корея, Нидерланды, Польша, Франция, Япония, Индия, Сингапур.
В последнее время (в силу известных обстоятельств) активную роль играют антироссийские Великобритания (Польша и Канада) и даже Китай (осторожно – через Россию).
Помимо государств активную роль в арктических процессах сегодня начинают играть международные и неправительственные организации, буквально опутывая регион сетями своего влияния[1].
В мае 2013 года пост председателя Арктического Совета приняла Канада. В 2015 году ее сменят США, что осложнит для России и без того непростую ситуацию по освоению региона.
Сегодня у России явно недостаточно ресурсов и механизмов, позволяющих получить указанное преимущество. Необходимы:
- госорган (министерство) или госкорпорация + банк развития (ОАО «Арктика» с 51% долей государства, остальные 49% - на свободный рынок - КНР купят): для создания системы рационального планирования применения сил и средств в Арктике с учетом сценариев возможного развития обстановки как в отношении Северного Морского Пути, так и в отношении районов добычи полезных ископаемых; системы мониторинга подводной, надводной, ледовой, воздушной и космической обстановки в Арктике.
- военное командование: Объединенное стратегическое комадование «Север» Минобороны РФ и, в перспективе - Арктическое региональное пограничное управление ФСБ РФ.
- система российских НКО (предстоит создать).
- гражданская инфраструктура Арктической зоны (например, стимулирование создания и обслуживания радиотехнических точек).
- ввести страхование грузов, следующих по СМП.
Так что, предстоит наладить систему действенного ведомственного контроля через новые министерства по Дальнему Востоку, Северному Кавказу и Крыму. Пока она имеет явно незавершенный вид, тем более, что президент РФ обозначил задачу инфраструктурного развития, в том числе, северных территорий.
Для создания завершенной системы управления проблемными территориями России, на наш взгляд, необходимо создать специальное Министерство по делам Арктики и северных территорий.
Речь идет о структуре, которая:
- определит степень вовлеченности иностранных компаний в разработку российской части Арктического шельфа,
- будет более системно представлять интересы России по всем арктическим проблемам на международном уровне (демаркация арктических границ, научное обоснование претензий России на участки шельфа и т.д.), наконец,
- займется развитием арктической инфраструктуры в труднодоступных районах и в условиях, мало пригодных для жизни населения.
Пока действия в этом направлении заметны лишь со стороны Погранслужбы ФСБ РФ и Минобороны РФ. Некоторая работа сосредоточена в Совете безопасности РФ (экспедиции, создание карт и т.п.) и отдано на откуп государственным и частным компаниям. В список крупных компаний, работающих на Арктических территориях, входят: «Роснефть», «Лукойл», «Газпром», НОВАТЭК, «Транснефть», РЖД, «Сибур».
Например, «Роснефть» привлекает для разработки шельфа иностранные компании (Exxon Mobil и BP), что отражается на уровне национальной безопасности. В свете же предстоящей приватизации «Роснефти», обязательно возникнет и проблема «перетекания контроля», и ослабления надзора со стороны государства на этом участке.
В МинДальВостокразвития существует отдел, отвечающий за развитие Северного Морского пути, однако его возможностей для этого явно недостаточно.
Вывод. Министерство целесообразно создавать, что называется, «с нуля», так как потребуется формирование современной инфраструктуры в сложных климатических условиях.
[1] На текущий момент вопросами арктического района активно занимаются следующие международные организации (являются наблюдателями Арктического Совета): Всемирный союз охраны природы; Конференция парламентариев Арктических стран; Международный комитет Красного Креста; Программа ООН по окружающей среде; Программа развития ООН; Северный совет; Северный форум. Среди неправительственных организаций активностью выделяются: Арктическая программа Всемирного фонда дикой природы; Всемирная ассоциация пастухов северного оленя; Университет Арктики.