Доклады
20-10-23 07:23
Иан Коулберн, Главный исполнительный директор «Делойт», СНГ
Настоящее и будущее Северного морского пути
Доброе утро, дамы и господа, и спасибо организаторам конференции TRANSTEC и этой дискуссии в частности – Настоящее и будущее Северного морского пути - и нашему модератору, господину Гриняеву, за сегодняшнее утро. Для "Делойта" большая честь принимать активное участие в работе этой дискуссионной группы, посвященной развитию Арктики. Я работаю в России с 2000 года и недавно был утвержден в качестве нового генерального директора "Делойта" в России и СНГ с начала следующего года. Я рад, что этот важный форум является моим первым официальным выступлением после этого назначения. Я также очень рад вернуться в Санкт-Петербург. Я был здесь совсем недавно, фактически на прошлой неделе, чтобы отпраздновать 21-ю годовщину открытия нашего офиса в этом замечательном городе, а ранее в этом году на Международном экономическом форуме, приняв участие в Саммите руководителей компаний, посвященном конкурентоспособности России. Санкт–Петербург - замечательный город. Благодаря таким мероприятиям, как это, и Форуму, он становится настоящей площадкой для обсуждения тем мирового значения.
С точки зрения определения контекста важно понять некоторые основы проблем, с которыми мы все вместе сталкиваемся:
  • Арктика - это регион беспрецедентных возможностей и глобальных вызовов.
  • Существует целый ряд ключевых областей, которые концептуально требуют комбинированного подхода на основе сотрудничества. На высоком уровне к ним относятся:
    • Правовые структуры и структуры управления,
    • Технологии и инновации,
    • Финансы,
    • Секторы экономики, охватывающие нефть и газ, транспорт и инфраструктуру; и
    • Экологическая и социальная ответственность.
  • Глобальные вызовы в Арктике также значительны и в целом делятся на три категории:
    • территориальная неопределенность и конкурентоспособность арктических стран;
    • промышленное развитие региона; и
    • экологические проблемы и требования к устойчивости.
  • Подводя итог, можно сказать, что, работая над глобальными интеграционными проектами, включая Северный морской путь, Россия сталкивается с историческим шансом преодолеть международное краткосрочное конкурентное мышление и взять на себя ведущую роль в глобальной инициативе по безопасному и устойчивому развитию Арктики.

Сообщение

Тема сегодняшнего круглого стола "Настоящее и будущее Северного морского пути" неотделима от более глобальных вопросов, связанных с Арктикой.

Мы должны четко признать, что этот регион, который стратегически важен для мирового сообщества на самых разных уровнях, обладает беспрецедентным потенциалом для сотрудничества во многих областях.

Среди них:
  1. Взаимодействие на уровне национальных правительств и при разработке универсальных рамок,
  2. В глобальном сотрудничестве между ведущими мировыми организациями в нефтяной и газовой промышленности
  3. В развитии транспорта и связанной с ним арктической и субарктической инфраструктуры
  4. В области международных финансов обеспечить финансирование, которого требует устойчивое развитие,
  5. В разработке новых технологий и инноваций; и
  6. В области охраны окружающей среды и более широкой социальной ответственности со стороны правительств и вовлеченных корпоративных структур.
Однако в течение многих лет способность реализовать этот потенциал сталкивалась со значительным количеством проблем. Большинство из них не только носят трансграничный характер, что в нынешней политической реальности уже сопряжено с определенной сложностью, но и требуют действительно долгосрочных решений, которые имеют последствия не только для нашего собственного поколения, но и для поколений грядущих.

Как отмечалось в моих вступительных замечаниях, эти проблемы делятся на три основные группы:
  1. Неразрешенная территориальная неопределенность,
  2. Промышленное освоение Арктического региона,
  3. Решение экологических проблем.
В то же время очевидно, что эти проблемы взаимосвязаны. Неопределенность в территориальной ответственности может снизить потенциал промышленного развития региона. Эта двусмысленность и вытекающий из нее вызов совместному промышленному развитию, в свою очередь, усугубляют проблемы экологического характера (взаимозависимость промышленных и экологических аспектов очевидна).

Между тем, с каждой новой группой проблем вовлекается все больше заинтересованных сторон, учитывая глобальное значение, которого требует Арктика. Тем не менее противоречия в их позициях порой носят критический и, по сути, системный характер.

Очевидно, что потенциал развития Арктического региона в настоящее время используется не в полной мере. Противоречия, о которых я упоминал, являются глубокими и долгосрочными.

Аналогичным образом, многие из вовлеченных участников часто руководствуются соображениями краткосрочного выбора и целей - аспектами, которые не коррелируют с вопросами долгосрочного и устойчивого развития Арктики.

В этом контексте стратегическую важность проекта для развития Северного морского пути трудно переоценить. Этот проект предоставляет России исторический шанс стать лидером в интеграционном процессе в Арктическом регионе, преодолев глобальную инерцию краткосрочности.

Решение экологических проблем в Арктике - это то, что соответствует интересам подавляющего большинства этих заинтересованных сторон. Действительно, досадно, что на данный момент - и, по–видимому, на некоторое время в будущем - окружающая среда (включая изменение климата) может быть единственным аспектом, в котором, несмотря на наличие этих системных противоречий, глобальная цель всех участников одинакова. А именно - обеспечить устойчивое развитие и экологическую безопасность в Арктике.

Это замкнутая система: устойчивое развитие невозможно без решения транспортных и инфраструктурных проблем. Реализация действительно долгосрочных и международно признанных транспортных проектов не может быть осуществлена без учета экологических проблем Арктики.

Это подводит нас к вопросу о финансировании и возможностях. Потребности в инвестициях для устойчивого развития Арктики значительны. Прогнозы разнятся, но инвестиции, которые будут осуществлены только корпорациями, оцениваются в 100 миллиардов долларов США в течение следующего десятилетия.

И эти мегапроекты, которые будут реализованы в Арктике, будут конкурировать с другими мегапроектами по всему миру не только за финансирование, но и за возможности. По нашим оценкам, к 2030 году мировой рынок инфраструктуры и крупных капитальных проектов составит около 45 трлн долларов США.

Как "Делойт", мы тесно сотрудничаем с инфраструктурными и нефтегазовыми клиентами в управлении капитальными проектами на сумму свыше 100 миллиардов долларов США. Мы поддержали крупнейший проект по добыче железной руды, когда-либо разработанный в Африке. А в Европе мы консультируем по инфраструктурному проекту "Crossrail" стоимостью свыше 23 миллиардов долларов – вероятно, крупнейшему инфраструктурному проекту на европейском рынке в настоящее время.

И наш опыт участия во всех этих проектах говорит нам о том, что существует конкуренция за:
  • возможности, позволяющие разработать правильную стратегию с особым вниманием к осуществимости проекта;
  • финансирование и правильное распределение капитала между проектами;
  • закупка необходимых услуг, материалов и оборудования; и
  • опыт реализации проектов в области строительства и эксплуатации.
Таким образом, решение этой проблемы недостижимо без участия всех заинтересованных сторон, от НПО до транснациональных корпораций. И у России, с ее уникальным историческим опытом объединения Востока и Запада, в том числе с помощью таких магистралей, как Транссибирская магистраль и Северный морской путь, есть отличный шанс стать лидером в этом процессе.

Краткое содержание

В заключение, очевидно, что освоение Арктики имеет глобальное значение и последствия не только для нашего собственного, но и для будущих поколений.

Все заинтересованные стороны должны стремиться ограничить негативные последствия краткосрочности и взаимодействовать через существующих или новых посредников.

У России есть исторический шанс возглавить глобальную инициативу по безопасному и устойчивому развитию Арктики.

Спасибо вам за ваше внимание.