Здравствуйте, уважаемые коллеги. На мой взгляд, одним из самых знаковых событий текущего года было возобновление работы Международного арктического форума «Арктика – территория диалога», который прошло в марте этого года в Мурманске.
И, как мы сами знаем, последние новости в этой сфере с 2027 года планируется, что на постоянной основе этот форум будет проходить в городе Мурманск. И, на мой взгляд, это как раз даёт ответ на самый главный вопрос, да, Арктика остаётся территорией диалога. Хотя состав участников такого диалога, несомненно, меняется.
И как раз об этом в своем докладе на пленарной сессии этого форума говорил и президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. И он начал свой доклад с международного сотрудничества в Арктике и обратил внимание всех присутствующих на то, что мы всегда оставались открытыми к международному диалогу в отношении арктических территорий и акватории, обозначил основные направления международного сотрудничества в Арктике, которые в первую очередь касаются научных исследований, вопросов климата, реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, ну и, конечно, на экономическое и промышленное освоение арктических территорий. Но, конечно, он заострил наше с вами внимание на том, что диалог возможен в Арктике только со странами, которые разделяют ответственность за стабильное и устойчивое будущее планеты и кто способен принимать сбалансированные решения, рассчитанные на десятилетия вперед.
То есть на те страны, которые готовы сегодня мыслить стратегически. Конечно же, сегодня мы наблюдаем достаточно сложную ситуацию международного взаимодействия в северных широтах. Об этом сегодня Владислав Владиславович очень подробно говорил в своем докладе, поэтому я не буду на этом останавливаться.
Обращу я еще раз ваше внимание на то, что фактически на сегодняшний день приостановили свою работу все известные нам международные площадки международного диалога по арктическим вопросам, становление которых и развитие работы заняло не один десяток лет.
И усилия очень многих как госслужащих, так и ученых фактически потерпели крах в одностороннем порядке, когда европейские страны и наши арктические соседи отказались от сотрудничества с Россией. И сегодня Арктический совет остается единственным форматом, пока еще сохранившим свое, пусть в измененном виде, но все-таки работоспособность. И действительно, сегодня мы уже к концу года вернулись к, пусть удаленному, но взаимодействию в рамках рабочих групп Арктического совета. И сегодня уже поднимались вопросы обмена данными между учеными и участниками таких рабочих групп.
И вот я как представитель научного сообщества, собственно, чьи данные фактически сейчас являются предметом дискуссии на этих площадках, пока говорю с осторожностью о возможности обмена такими данными, потому что именно юридический формат такого обмена пока нам не ясен. Потому что именно арктические государства, в частности, королевство Норвегия, были инициаторами приостановления научно-технического сотрудничества в Арктике и приостановили все наши совместные проекты в 22-м году.
Таким образом, сегодня мы уже не первый час говорим о том, что Китай и Индия являются приоритетными странами для развития международного сотрудничества по различным вопросам развития арктических территорий.
Тем не менее, хотелось бы обратить наше с вами внимание на то, что страны, например, Центральной Америки и Латинской Америки остаются как бы немножко за бортом. И мы редко вообще вспоминаем про них, про потенциал тех же, возможно, совместных научных исследований с привлечением представителей этих государств. Потому что многие из них остаются достаточно дружелюбными к нам, к нашей политике.
Конечно, основным из направления работы и вообще развития международного сотрудничества в Арктике, на наш взгляд, остается именно научная дипломатия. И продолжение работы международных площадок в вузах нашей страны, в частности, международная конференция «Биомониторинг в Арктике», которая работает уже не первый год, подтвердила свою экспертность в междисциплинарных исследованиях арктических территорий.
И сегодня мы наблюдаем изменение состава участников и расширение количества стран участников: если до 2022 года в основном принимали участие в таких мероприятиях представители арктических государств, то сегодня, вот в прошлом году, например, в этой конференции принимали участие представителей восьми государств, причем неарктических, но все дружелюбно настроены в отношении российской науки и политики.
Сегодня уже тоже упоминали Арктический плавучий университет, визитная карточка нашего ВУЗа. Проект реализуется уже 14 сезонов навигации, район проведения исследований – западный сектор российской Арктики. И он всегда, с самого момента его запуска, был международным. Дал старт многим международным проектам, в том числе с учеными стран Азии и Африки. Последние несколько экспедиций были сугубо российскими, но тем не менее мы продолжаем работу по интернационализации этих рейсов и надеемся, что в ближайшем будущем возобновим международное сотрудничество на борту.
Самое главное, о чем хотела рассказать, это Северный Арктический Федеральный университет выступил одним из инициаторов создания консорциума политико-правовых исследований Арктики. 14 декабря 2022 года соответствующее соглашение было подписано между МГИМО МИД России, Институтом законодательства и сравнительного правоведения, Государственным гидрометеорологическим университетом, Дипакадемией, Московским государственным юридическим университетом им. Кутафина. Одним из первых проектов, который мы уже реализовали, это создание арктической правовой энциклопедии, что на наш взгляд создает терминологическую базу для трансляции позиций Российской Федерации по Арктике как внутри страны, так и зарубежом.
Эта энциклопедия стала результатом трудов многих ведущих ученых, не только юристов. Мы создали такой терминологический постулат для дальнейшей работы, дальнейшего взаимодействия.
Ну и, конечно, принципиальным вопросом остается трансляция позиций Российской Федерации во внешний контур. Сегодня Владислав Владиславович тоже обращал внимание на необходимость продвижения как и Северного морского пути, так и вообще политики Российской Федерации в Арктике, в другие страны, в первую очередь в дружественные страны. И я бы хотела обратить внимание на то, что территорию Российской Федерации омывают 13 морей, 6 из которых арктические. И поэтому проведение международных тематических школ для специалистов, работающих, например, в сфере морского права или энергетического права, является наиболее действенным механизмом трансляции политики государства вовне.
Здесь на сайте приведены примеры действующих международных школ по морскому праву. И многие из них сегодня так или иначе курируются представителями США, в частности военном колледже Вирджинии, и спикеры или обучающиеся из России там практически не представлены. Поэтому мы предлагаем и сейчас прорабатываем совместно с МГИМО МИД России проведение международной школы политического права в Архангельске, как в первом российском порту. Спасибо большое, коллеги, за внимание.