Доклады
06-12-25 05:57
Григорьев Михаил Николаевич, Директор консультационного центра "Гекон", в.н.с. ИМЭМО РАН, член Научного совета РАН по изучению Арктики и Антарктики
Развитие международного судоходства по Трансарктическому транспортному коридору

После многих политических реляций, которые мы услышали, я хочу поговорить о практическом аспекте развития арктического международного сотрудничества. Я выбрал тему международного судоходства по той простой причине, что с 2010 года мы системно занимаемся судоходством в арктическом бассейне. И в нашем анализируемом блоке содержится более 20 тысяч рейсов различных судов в различных направлениях. Речь идет и о грузе, владельцах, рынках, трассах и так далее.

Что такое трансарктический транспортный коридор? Тема новая, заявленная президентом на Международном арктическом форуме в Мурманске. Этот коридор надо воспринимать как транспортную систему, интегрирующую через систему морских портов, весь коммуникационный грузопоток железнодорожного, трубопроводного, внутренневодного и автомобильного транспорта. И если мы говорим о арктической тематике, то в пределах этого трансарктического транспортного коридора, который начинается с Балтики, конечно, целесообразно выделить арктический сегмент.

Существует пункт отгрузки основных ресурсов. Вы прекрасно понимаете, что развитие морской транспортной системы, связанной исключительно со своими минеральными ресурсами, сначала это был Норильск, а в последнее время рост идет за счет нефтегазовых проектов, как в Печерском море, так и в Карском море. И я не открою секрет Полишинеля, сказав, что весь рост Севера, о котором радостно сообщает каждый год Росатом, связано с двумя проектами – это «Ямало-Студеново» и «Новопортовские месторождения «Газпром-Нефть».

Вот они расположены, как компактно, по обе стороны от Новой Земли и на флангах, на востоке и западе есть пункты «Перевал». Вот эта картинка показывает всю структуру трансарктического-транспортного коридора, начиная с запада, это Балтика, восток Японское море. Вот мы видим сектор Северно-морского пути, где она располагается, и вот эта рамочка пунктирная, она как раз показывает, где находятся места генерации основной транспортно-грузовой базы.

Целевым рынком в Северного морского пути, как части Трансарктического транспортного коридора, является Восточная Азия. За последние 15 лет было доставлено два груза. В этом году груз нефти в Бруней свезли, а в 21-м зачем-то свезли СПГ на западное побережье Индии. И вот он целиком развернут на запад. Что значит на запад? Не значит, что это груз в Европу и друг в Америку. Это выход в Атлантику, это выход через Суэцкий канал, это выход на Тихий океан, Индийский и так далее. На круговой диаграмме показано соотношение, как живет наша Арктическая и морская транспортная системы: 90% на запад, 11% на восток.

 Два вида минерального сырья, вот на этом слайде я немного вернусь. Вот видите, красненькое, это сжиженный природный газ. А зеленая это нефть, это два базовых углеродных ресурса, которые образуют грузопоток. Вот это СПГ. Это 25-й год, это по октябрь, достаточно свежие данные. И вот смотрите, какие были поставки на мировой рынок. Серый мы направляем в Европу. Это Атлантический бассейн, часть мы оставляем в Испании, в Бельгии, во Франции, часть переваливаем тем или иным путем. И доставляем дальше на мировой рынок, в основном азиатский. Целевые рынки – чуть-чуть Индия, в основном Китай. Красная – это у нас начинается с летней поставки на восток в Китай. Мы поставляем немного на восток в Корею. Когда не очень благоприятные ледовые условия, даже в летний период, мы доставляем в Китай газ из Карского моря, все-таки через Суэц.

Это, подчеркиваю, северный, точнее говоря, восточная Китай. Мы не уходим в западную часть Китая. То есть, это терминалы наиболее близкие к выходу из Берингова пролива. Арктик СПГ-2 – это очень интересный феномен. Тот самый терминал Бейхай, на который Арктик СПГ наконец-то начал поставлять газ.

Нефть. Я хочу обратить ваше мнение на два момента. Первый. Показаны годовые мощности. И вот с 2018 года, и даже если посмотрим на 2022 год, не очень-то и объемы изменились, все достаточно устойчиво работает. Завозится нефть в Мурманск, дальше торгуется по всему миру, в том числе и на восток, в летнюю навигацию, в тот же самый Китай, и вообще в юго-восточную Азию. Очень важный момент, про который все говорят – это транзитный перевоз по серебро-морсовому пути.

 

Довожу до вашего сведения, что это не транзитный перевоз. Дело заключается в том, что транзитом называется перевозка грузов из одной страны в другую, через территорию третьей. Вот эти транзитные перевозки: с восточного побережья Канады ввозилось в Японию, с западного побережья Канады ввозилось в Финляндию, ну и дальше все перевозилось между Европой и Азиатско-Тихоокеанскими регионами.

Обратите внимание, опять, что у нас Юго-Восточная Азия, Южная Корея, Китай, Япония и Вьетнам. Но Вьетнам – это страна, примыкающая к Китаю. По сути, я взял на границе с Восточной Азией. В этом году состояло знаменательное событие. У нас наконец-то произошло первый после 2022 года транзитное рейс. Китайцы сгоняли из Шанхая в Великобританию, в Германию, в Польшу. Там загрузились, ушли в Нидерланды. Вот первый рейс состоялся.

Что я хочу сказать. Транзитное рейс – рейс между странами. Но еще в 30-е годы было введено такое явление – сквозные перевозки. В чем смысл? То, что судно проходит по восточную и западную границу северного морского пути, следуя на восток или следуя назад. И мы видим, что объемы растут, они реально растут – летняя навигация. И у нас увеличивается внешне торговая перевозка. И главным опытом за счет объемов нефти.

Ну, а теперь посмотрим, что на 17 ноября эти данные. Я думаю, что летняя наша навигация на восток закончилась. Смотрим, как она выглядела. Во-первых, структура видов перевозок.

Это все безусловно экспорт. Доминирует экспорт. Часть, транзита довольно маленькая. Микроскопический импорт. Каботаж тоже невелик. И есть еще такой экспорт в каботаже. Смысл заключается в том, что из Мурманска в Петропавловск-Камчатский везется СПГ – это каботажный на рейс. Но затем он переваливается на суда и ввозится на рынок. Это экспортная процедура.

Далее. Структура товарного грузопотока – 58% нефть. Дальше у нас идут контейнеры, там же железнорудный концентрат. Минеральное сырье, включая СПГ – это 80%.

Рассмотрим направление перевозок. Всё идет на восток. На запад возвращается небольшая часть контейнеров. уравновешивающее. И некий генгруз, под которым принимается все, что угодно.

И последнее, чтобы не занимать ваше внимание. Это доля стран-партнеров. Это опять-таки то, что сложилось в этом году. Это грузовые перевозки. Значит, у нас Китай – 85%, Бруней – 5% и Южная Корея – 10%. Самое интересное, что в Южную Корею туда и обратно возятся с судами китайские компании. Даже не китайскими, а гонконгскими сквозь административную обособленную территорию.

А вот грузовая специализация станции. Что мы гоним и что мы привозим? Из Китая мы ведем контейнеры. В Бруней опять-таки был экспорт нефтяной, в Корею экспорт нефтяной и импортируемый, скорее, некий генеральный груз. И завершая, я хочу сказать следующее. Что такое Трансарктический транспортный коридор? Нынешняя ситуация. При нас возникает некие коллизии с непредсказуемым развитием, связанные с ограничением судоходства в Датском проливе.

Затем начинает рассматриваться вопрос о строительстве Стамбульского канала и выхода из международного правового регулирования Черноморских прорывов. Возникает вопрос – как нам избежать политического давления. Николай Платонович Патрушев любит рассказывать про наши ограничения, возникающие в Балтийском море. Мы сделали несколько работ для комиссии Государственного совета по направлению СМП-Арктика. Это шесть работ полного цикла. Есть возможности говорить, если мы переориентируем часть грузопотока, особенно с Балтийских портов, через перенаправление ж/д потоков, что технологически возможно, через строительство, наконец-то, у самого нефтепровода, который хотели строить в 2014 году.

Наверное, построим и ПТС-1 переведем на него. Посмотрите, вот справа внизу очень интересные результаты, что это, если мы говорим о дистанциях поставок в базовые международные порты, которые мы рассматриваем как перспективные, вот на правой карте показана страна, которую наш Минэкономразвития развития рассматривает как потенциальные рынки (Бразилия, ЮАР, Индия…). И причем абсолютно правильно. Понимаете, то, что у нас сейчас происходит – это безобразие. Мы полностью зажаты двумя потребителями наших минеральных ресурсов.

Это Индия и Китай. Сами знаете, что сейчас происходит. Мы будем говорить в Китае: Большой Юг и т. д. Туда мы направляемся. И вот Арктический транспортный коридор дает возможность обеспечить гармоничный уровень работы. Большое спасибо.