Традиционно председательство в Арктическом совете играет решающую и значительную роль в развитии международных и межправительственных отношений для всех участвующих стран, а также в содействии двустороннему сотрудничеству и взаимопониманию. Однако с начала специальной военной операции в 2022 году западные страны инициировали конфронтацию и множество санкций и санкционного давления на Россию, включая блокирование работы Арктического совета.
Программа блокирования и ограничения России продолжается, и другие страны-члены Арктического совета решили продолжать работу без России. В большинстве случаев работа совета перешла в дистанционный формат.
При анализе заявлений и действий датского правительства в области внешней политики необходимо признать, что Дания продолжает свою конфронтационную политику санкций. Всё это не приводит к нормализации работы Арктического совета как международного института для улучшения отношений между странами и народами.
11 апреля 2025 года Дания представила свою программу председательства в Арктическом совете на следующие два года - 2025 и 2027 годов. В текущих сложных условиях внешней политики анализ контекста официальной программы и стратегических векторов внешней политики Дании представляет большой интерес. По мнению экспертов из Института Фритьофа Нансена, программа была хорошо разработана и чётко приоритизирована, что должно характеризовать переход Совета от выживания к нормальному функционированию.
Следует подчеркнуть, что Дания намерена разделить председательство с Гренландией и Фарерскими островами, особенно в свете решений администрации президента США об аннексии Канады и включении Гренландии в состав Соединённых Штатов. Таким образом, Копенгаген официально демонстрирует свои предпочтения в отношении самоопределения народов, что является одним из официальных приоритетов датского председательства. Однако однозначно он сигнализирует США, что откажется от намерения аннексировать Гренландию.
Господин Кеннет Хёг, который является послом по Арктике от Гренландии, был назначен новым членом старших должностных лиц Арктического совета. Российская Федерация чётко заявила свою позицию: Москва будет участвовать в Арктическом совете до тех пор, пока защищаются её национальные интересы и нет ограничений на участие.
Между тем следует отметить, что Королевство Дания, которое приняло председательство 12 мая 2025 года, приоритизировало климат, коренные народы и устойчивое развитие окружающей среды и экономики. Эта программа находится в прямом контрасте с политикой администрации Трампа.
Программа Дании содержит 5 главных приоритетов: коренные народы, экономическое развитие и энергетические решения, океаны, изменение климата и биоразнообразие. Программа Дании подразумевает продолжение работы шести рабочих групп совета и их экспертной группы по чёрному углероду и метану. Однако их работа абсолютно неполноценна, потому что проблема восстановления отношений с Россией и поддержания осмысленности работы рабочих групп без их участия не решена.
Продолжается реализация Стратегического плана Арктического совета на 2021-2030 годы, принятого в Рейкьявике в 2021 году, который предусматривает защиту окружающей среды, устойчивое социально-экономическое развитие и укрепление Арктического совета. Программа не рассматривает, как Дания планирует укреплять Совет, игнорируя его абсолютно ключевого и важнейшего члена - Россию.
16-17 июня 2025 года Королевство Дания провело встречу с главами делегаций коренных народов, постоянными участниками и председателями секретариатов рабочих групп Арктического совета. Было более 30 участников онлайн и офлайн. Во время мероприятия Кеннет Хёг, член комитета старших должностных лиц Арктического совета, заявил, что Дания обязана продолжать двусторонние встречи, а также встречи с постоянными участниками Арктического совета и вспомогательными организациями, хотя дипломатические встречи совета, к сожалению, остались приостановленными.
4 августа был проведён специальный семинар в Кейп-Миак, посвящённый экспедиции "Один океан". Несколько вопросов были обсуждены: туризм, молодёжь, здоровье и образование. Но опять же ничего не случилось со здоровыми отношениями с Россией.
Мы отметим, что игнорирование существования России как самого большого члена Арктического совета и желание остальных шести главных арктических держав ограничить влияние России на Арктику — это уже заявлено как норма, новая норма для этих членов. Похоже, это часть политики изоляции России от международной арены в целом и из Арктики в частности. Это продолжение политики 8-1 по игнорированию России в Арктике, с которой Россия впервые столкнулась в 2022 году.
Ключевые геополитические факторы значительно влияют на политику и решения. Прежде всего, это возобновлённый глобальный фокус Соединённых Штатов на значительное укрепление своей позиции в Арктике и связанное с этим твёрдое намерение включить Гренландию и Канаду. Далее - продолжение конфронтационной политики НАТО с Россией и дальнейшая эскалация напряжённости в Восточной Европе.
Несмотря на сотрудничество государств-членов Арктического совета в вопросах развития Арктики, напряжённость между Балтийскими, скандинавскими странами и Россией и её дальнейшая эскалация в основном влияют на Балтийский регион в целом и на датский регион в частности. Поэтому деятельность Арктического совета и датское председательство будут подвержены значительному давлению в двусторонних отношениях во взаимодействии Дании с Соединёнными Штатами и во взаимодействии Дании с Россией. Спасибо большое.