Моя тема – это арктические пути, международные пути будущего. Арктические районы включают в себя как районы открытого моря вокруг арктических точек, так и территории, при прибрежных государствах Северного Ледовитого океана, а также территориальные моря, исключительные экономические зоны и континентальные шельфы, на которые эти государства претендуют. Теперь арктические судоходные пути Китая все еще должны останавливаться в европейских терминальных портах и не может полностью обойти регулирование Европейского союзы.
Я говорю, об арктических судоходных путях и китайско-российских северных шелковых путях на Льду. Как известно, в начале 2017 года КНР создавали эту инициативу. В конце этого года, президент Российской Федерации Владимир Путин тоже приглашал КНР участвовать в создании арктических путей. Мне кажется, что это самая важная инициатива, не только коммерческая. И для нас это будущие новые маршруты.
Арктические судоходные маршруты и китайско-российские отношения. Военные шелковые пути. Почему нам надо исследовать этих? Я так думаю, что арктический маршрут является новым коридором для торговли между Китаем и Европой. Маршрут судоходства является северным морским путем вдоль Арктического побережья России, соединяющих Берингово Берингов пролив. Потому что у них есть большая эффективность – всего от 18 до 20 дней из Китая в Европу. Более чем на 20 дней быстрее, чем маршрут через Суэцкий канал.
И даже касательно экономических расходов. На 15% меньше топлива без сборов за Суэц. Но это около 4 тысяч долларов экономии за подъездку. Еще есть такая причина. От 30% до 50% меньше выбросов со сравнением с суэцким маршрутом. И соответствует тенденциям зеленого судоходства. Китай и Россия тоже начали работать в рамках стратегического сотрудничества по полярному шелковому пути. Это механизм, созданный подкомитет по развитию СМП, арктический судоходный маршрут в 2030 году для долгосрочной координации.
Этот большой маршрут из Ляньюньган в Архангельск запущен в июне 2025 года. Посмотрите, у нас есть хорошая инфраструктура, совместное строительство судов для круглогодичной навигации. Ученые тоже отметили, что арктические исследования способствуют энергетическому развитию. Я думаю, что для наши ученые много сделали больших исследований. Китай завершил первый обход Ледовитого океана.
Систематический сбор данных о маршруте позволяет делать важные выводы.
Во-первых, такие исследования помогают правильно оценивать риски маршрута и обеспечивать безопасность навигации.
Во-вторых, речь идёт об энергетическом потенциале: в Арктике сосредоточено около 22% мировых запасов нефти и газа, особенно на российском арктическом шельфе.
В-третьих, это энергетическое сотрудничество: Северный морской путь связывает китайский рынок с российскими и арктическими ресурсами.
Какие здесь возникают вызовы и риски?
Я считаю, что одно из ограничений — это короткое навигационное окно: примерно 100–120 дней, особенно зимой это важно учитывать.
Кроме того, существуют экологические риски и вопросы стоимости: расходы, ограничения, преимущества и затраты.
В конце я расскажу о перспективах и путях развития. В сотрудничестве задействовано много сторон. Это и правовые вопросы, связанные с Японией и Суданом (вероятно, имелись в виду какие-то страны или судоходные структуры) в рамках Международной морской организации.