Арктика сегодня занимает первые строки политической повестки дня многих стран мира. Причем это не только страны, входящие в Арктический совет, но и лежащие далеко от Полярного круга (а, не редко, и ближе к экватору) - сегодня в число наблюдателей при Арктическом Совете входят Испания, КНР, Южная Корея, Сигапур… Казалось бы: Арктика мала, а интерес столь велик, что «на всех не хватит»… Однако вопреки бытующему в СМИ мнению о «грядущих конфликтах в Арктике», международное сотрудничество и партнерство в этом регионе сегодня развивается гораздо увереннее, чем во многих иных, более «теплых» регионах планеты.
Урегулирование спорных вопросов арктического региона в настоящее время успешно решается в рамках Арктического совета. Сам Совет сегодня превращается во влиятельную международную организацию. Благодаря совместным усилиям стран «арктической пятерки» Совет начинает играть роль важной субрегиональной структуры, обладающей значительным потенциалом для развития и эффективного решения насущных проблем, возникающих вследствие изменения климата в Арктике. Его рекомендации начинают принимать обязательную силу.
Анализ показывает, что в концептуальных документах стран арктического района, определяющих стратегии стран в Арктике, много общего. По сути, мы, зачастую, говорим об одних и тех же проблемах, задачах, путях их решения, но несколько разным языком. Поэтому сегодня нам необходима работа по гармонизации позиций в понимании стратегических вопросов освоения Арктики. И здесь крайне важна роль экспертов, именно их работа позволит понять, в чем схожи, а в чем различны позиции участников диалога.
Кроме того, не все вопросы уместно решать на столь высоком уровне. Часто необходимо просто более глубокое знание друг друга, чтобы понять своего партнера. Для улучшения такого «понимания» необходимо всемерное развитие партнерства между институтами гражданского общества, в молодежной, научной, экспертной среде. По нашему мнению, в России наиболее подходящей площадкой для организации подобного диалога является Общественная палата РФ, являющаяся связующим звеном между государственной властью и обществом.
С другой стороны важно, что инициатором процессов взаимодействия в экспертной среде выступает некоммерческая организация. Общение в таком формате свободнее, нежели работа в строгих рамках дипломатического этикета государственных чиновников.
По нашему мнению, если диалог между экспертами будет выстраиваться именно на неправительственном, «неофициальном» уровне, это будет способствовать более искреннему партнерству.
Достичь поставленных целей по гармонизации сотрудничества предполагается не только путем экспертных обсуждений наиболее значимых вопросов. Уже сегодня мы готовы предложить организацию конкурсов для молодых ученых и журналистов на лучшую работу, иллюстрирующую сотрудничество в Артике. На наш взгляд, это позволит сблизиться молодежи, а журналистам описывать партнерство в Арктике с единых позиций, с минимальным разночтением о происходящем.
Кроме того, уже в процессе подготовки к мероприятию нами был разработан и запущен в эксплуатацию интернет сайт проекта (адрес www.iecca.ru). Разрабатывая структуру сайта, мы старались сделать его интересным и энциклопедически информативным для аудитории. Сайт предполагает равноправное участие экспертов от организаций, участвующих в проекте, и содержит специальные навигационные элементы по оперативному доступу ко всем материалам по определенной стране. Есть возможность публиковать на сайте собственные материалы, комментарии, мнения.
Мы надеемся, что наша инициатива по формированию экспертного Совета будет поддержана, и мы сможем перейти к планомерной работе в интересах наших стран. В дальнейшем мы планируем публиковать ежегодники о работе Совета, электронные версии которого будут доступны и на интернет-сайте.