Всех приветствую, очень приятно присутствовать на этом представительном собрании. Много было сказано, поэтому часть своих тезисов я вычеркну. Подчеркну лишь то, что Арктика безусловно важна для преодоления тех кризисных явлений, которые сформировались в мировой экономике. Она важна для всех, и это делает вопрос развития Арктики крайне актуальным.
Согласно принятому сейчас в экспертном сообществе мнению, Арктическая зона должна стать ключевым источником добычи полезных ресурсов в Российской Федерации после 2035 года. При этом происходит попытка превращения региона в зону контроля со стороны стран-членов НАТО. В связи с этим необходимо не только проводить оборонные мероприятия, связанные с защитой российской территории и развитием разведки новых ресурсов, но и создать системный комплекс мер по развитию территорий, потому что пустые территории охранять крайне сложно.
Уже есть мастер-планы создания опорных населённых пунктов, программа "Арктическая ипотека", повышение стипендий для студентов арктических вузов. Всё это, безусловно, будет способствовать привлечению населения в северные регионы. Многие наши коллеги уже высказывают довольно экзотические предложения относительно переселения туда участников специальной военной операции, уволенных в запас. Всё это, безусловно, красиво выглядит, но, боюсь, малореализуемо.
В этой связи я думаю, что основной упор должен быть сделан на деятельность компаний-флагманов, мейджоров, чемпионов в отраслях, таких как Росатом, Новатэк, Норникель. На них нужно накладывать основную нагрузку по развитию арктической зоны Российской Федерации. В арктической зоне уже работает порядка 915 компаний, реализуется более 200 инвестиционных проектов. Объём инвестиций, к сожалению, достаточно маленький - 175 миллиардов рублей. Требуется гораздо больше. Поэтому большой упор государство должно всё-таки делать на крупные компании, которые сейчас испытывают очевидные проблемы в связи с санкционной архитектурой других стран.
Почему бы не воспользоваться этим обстоятельством и не направить усилия на развитие внутренних территорий? Тем более что ресурсы всё равно будут востребованы так или иначе, новые логистические пути будут построены. Понятно, что приоритетом здесь является Северный морской путь. Я не буду рассказывать о закладке новых атомных ледоколов, о ледовом торговом флоте - коллеги прекрасно осведомлены об этих вопросах.
В этой связи, безусловно, нужны новые программы по освоению северных территорий и новые инновационные решения. Уже в 2024 году введена в эксплуатацию дрейфующая станция "Северный полюс-42", оснащённая соответствующим оборудованием. Надеюсь, она импортозамещённая, потому что, судя по ныне существующей тенденции, санкции в ближайшие несколько лет будут только усиливаться.
Безусловно, речь идёт и о поддержке тех компаний, которые активно работают в северном регионе. Роснефть, Росатом здесь сразу приходят на ум. Безусловно, без сотрудничества никак не обойтись. В этой связи я, честно говоря, предложил бы в условиях блокировки действий Арктического совета создать более-менее открытый клуб неарктических государств, развивающих Арктику, и работать в этом направлении.
По понятным причинам этот клуб должен быть открытым. Здесь не только Индия и Китай должны быть представлены - страны, которые достаточно серьёзно обращают внимание на арктические проекты, но и, к примеру, Южная Корея. Да, она не находится в зоне дружественных стран по отношению к России, но интерес с её стороны к развитию арктических проектов очевиден. Игнорировать его было бы крайне странно.
Экспертный обмен данными, который упоминали уважаемые участники конференции, к сожалению, затруднён. Здесь, на мой взгляд, необходимо поступать достаточно жёстко в отношении тех стран, которые ограничивали этот самый экспертный обмен данными, и сажать их на информационный голодный паёк. Здесь действия должны быть симметричными, потому что иначе мы никак не добьёмся успеха. Наши благие намерения о том, что хорошо бы начинать формировать новую экспертную среду, не встречают регулярно и давно никакого понимания со стороны стран, которые мы называем недружественными.
Безусловно, должна чётко быть обозначена перспектива нового взаимодействия в научной среде, в политической среде. Это никак не противоречит предыдущим пунктам, а наоборот. То есть вместе с кнутом должен быть и пряник. Но это взаимодействие должно базироваться на возвращении к международному праву и проходить в атмосфере взаимного уважения. В любом другом случае необходимо обращаться к предыдущему пункту, о котором я говорил - информационный голодный паёк.
Да, у нас сейчас есть с кем работать - я имею в виду Индию, Южную Корею, Китай и целый список стран, включая Иран и Саудовскую Аравию. Возможно, это сейчас на данном этапе выглядит экзотично, но с повышением инноваций, привлечением инноваций и повышением технологического уровня освоения этих территорий, я думаю, что никаких проблем не будет возникать в будущем для привлечения этих стран к сотрудничеству, а уж тем более к инвестициям. Спасибо большое.