В 2015 году были положены основы Полярного научного исследовательского центра. Это первая попытка оформить полярный курс республики. В 2019 году Институт полярного исследования был основан в рамках TÜBİTAK под эгидой Мармарского научно-исследовательского центра. И в 2019 году турецкие ученые впервые провели научную экспедицию в Арктику. К сожалению, из-за пандемии в 2021 году эта экспедиция не произошла. Но в 2023-2024 годах это все произошло. Еще в 2018 году была опубликована национальная полярная научная программа, в которой были изложены интересы курса в регионе. И в 2023 году был опубликован стратегический документ, определяющий полярные интересы и цели Турции до 2031 года.
Еще в конце 2023 года TÜBİTAK опубликовал третий новый энциклопедию полярных исследований. Этот журнал, состоящий из 565 статей, охватывает геологию, физические науки, наука жизни, социальные и гуманитарные науки. Эта энциклопедия была создана для того, чтобы запомнить пробели нехватки в турецком языке, потому что мы живем в достаточно южном месте, и у нас нет достаточно слов объяснить, как холодно в холодных регионах. Например. И еще следующий слайд. Вот октябре 2023 году еще одним важным решением для Турции стало принятие решений о присоединении к Шпицбергенскому договору. Почему этот договор для Турции важен? Вот это потом объясню. Если присоединение к этому договору открывает Турции возможность создания турецкой научной базы на Шпицбергене, профессор Бужи Осой, руководитель института, сказал, что с этим договором Турция может заниматься морской горнодобывающей торговой промышленностью, а также рыболовством и на данный момент представители Норвегии предложили турецкие стороны либо работать в Арктике под их патронажем, либо заниматься научным и экологическим исследованием, не ведя хозяйственные и торговые деятельности.
И плюс, когда третья экспедиция в 2023 году, участники турецкой арктической научной экспедиции договорились о сотрудничестве с коллегами из российской арктической экспедиции, на Шпицбергене. И они вместе заинтересовались участием в международном научно-образовательном центре. Это сотрудничество имеет как научный, так и экономический аспект. Например, было сообщено о проекте турецкой компании по электрификации буровой установки в арктической зоне России, а также о планах России заказать строительство ледокольного судна в Турции. К сожалению, есть одна проблема отношений между Турцией и Россией. Как Турция, будучи страной-членом НАТО, неизбежно отличается от отношений России, например, с Китаем. Китай, не являясь членом НАТО и определяя себя как близкая арктическая нация, уже разработал стратегию в арктическом регионе на экономическом и политическом условиях. В то время как Турция находится в другой позиции из-за своего членства в НОТА. Поэтому не совсем понятно, какую позицию Турция займет или может занять в Арктике, особенно в отношении с Россией. Следующая. проводили экспедицию в Баранцево море, были проведены научные исследования в рамках 14 различных проектов. Исследования проводились по различным темам, начиная с экосистемы в Американском океане и заканчивая состоянием рыб и морской жизни, метрологическим явлениям, атмосферным загрязнением и так далее.
Какие приоритеты в официальном документе, там написано три основные цели. Первое – достижение научного совершенства для приведения места в мировой научной организации. Второе – повышение взаимодействия между арктическими науками и обществом с уклоном в развитие осведомленности о регионах и изменениях климата в турецкой общественности. И третье – обеспечение устойчивости национально-арктических исследований. Конечно, создание дорожной карты по вступлению Турции в Арктический Совет и так далее. Какие перспективы арктического сотрудничества для Турции? Турецкие суда строительные компании могут достаточно быстро увеличить торговый флот в Арктике. Это многолетний объем высокодоходных заказов. По невероятности, Турция сможет участвовать в активном капитале предприятий, экспортирующих СПГ и полезные ископаемые. Также турецкие судоходные компании смогут взять на себя часть транзитных грузов из северных российских портов в Европейский Союз. Это возможно хорошо заработать на коммерцией с акционами товаров.
Какие значения развития АТОКИ для России? Некоторые турецкие фирмы реализовали важные проекты, связанные с строительством и газовой промышленностью страны, граничащей с Арктикой. Турецкие верфи уже имеют опыт строительства судов именно для Северного морского пути. Российские атомные ледоколы будут работать на самых сложных участках маршрута, а остальную часть перевозок может обеспечить неатомный флот, и Турция поможет в этом смысле. В настоящее время турецкие стратегические компании направляют сотни инженеров для работы над ключевыми инфраструктурными проектами в Российской Арктике, включая Ямал-СПГ и Арктик-СПГ-2. Еще турецкая верфь Kuzey Star Shipyard в данный момент уже выполняет заказ Росатома на строительство плавдока для атомных ледоколов. И Турция, прежде всего, я сказала, что это не проблема для двух стран, создать отношения.
И вот у меня выводы. Конечно, Турция наслаждается своим присутствием в Арктике, сталкивается с трудностями в статусе наблюдателя в Арктическом совете. Турция в качестве наблюдателя Арктического совета сталкивается с трудностями, а именно недостаточная дипломатическая активность, незначительные затруднения в исследовании региона, а также небольшое количество научных публикаций, но все равно Турция продолжает работу в этом регионе.