Текущая политическая ситуация в отношении российской специальной военной операции на Украине влияет на большинство областей и направлений международного сотрудничества, включая развитие Арктического региона. Также имеет место противоречивое решение 7 арктических государств игнорировать российское председательство и изолировать Россию от принятия решений в рамках Арктического совета.
Манера реагирования стран Запада (США и Канада, в частности) на сложившуюся ситуацию результирует в напряженность во многих западных странах. Данные события рассматриваются как попытка изменить «правила» игры и сложившуюся концепцию гегемонии.
Россия является доминирующей страной в отношении освоения Арктики, не столько по причине географического положения, сколько из-за наличия природных ресурсов. Развитие региона невозможно без участия России, и попытки ее изолировать создают большие трудности для сотрудничества государств и функционирования совместных проектов.
Следует подчеркнуть, что использование других государств, как Пакистан, Афганистан ранее, и Украина сейчас является политическим инструментом для США и Великобритании как средство достижения национальных целей. К примерам можно отнести и давление на такие западные страны, как Финляндия и Швеция, чтобы они следовали борьбе с войной согласно западной повестке.
То, что происходит с Арктическим регионом – не новая, а продолжающаяся многие годы тенденция. Необходимо подчеркнуть, что бойкот председательства России в Арктическом совете является, несомненно, незаконным решением.
Россия начала специальную военную операцию на Украине 24 февраля 2022 года. Европейские страны совместно с США и Канадой жестко отреагировали на данную операцию и приняли против России множество контрпродуктивных мер, таких как: жесткие экономические санкции, дипломатическая кампания по изоляции России и прямая и открытая военная помощь Украине.
Арктика как стратегический регион состоит из Северного Ледовитого океана, прилегающих морей и частей Канады, Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, России, Швеции и США. Пять из восьми стран-членов Арктического совета - США, Дания, Исландия, Норвегия и Канада - также являются членами НАТО. Стоит отметить, что Финляндия и Швеция также обсуждают членство в НАТО.
НАТО по своей природе является антироссийским военным альянсом, и сразу после распада СССР НАТО продолжает попытки окружить Россию. На данный момент, почти все восточноевропейские страны стали членами НАТО, из чего следует, что расширение альянса - прямая угроза безопасности России.
Россия предупредила Финляндию и Швецию о последствиях вступления в НАТО. В данном случае кризис может быть более глубоким и повлечь за собой трудности для достижения сотрудничества.
Арктика является общим регионом для всех арктических стран, и без взаимовыгодного сотрудничества следование единой цели по защите региона невозможно. Арктическому сотрудничеству значительно способствует Арктический совет - форум регионального сотрудничества, затрагивающий все вопросы, выходящие за рамки военно-стратегической сферы.
Многие европейские страны и страны НАТО имеют глубокие интересы и многочисленные проекты по освоению природных ресурсов Арктики, в особенности в энергетическом секторе.
Развитие Северного морского пути (СМП) также обладает стратегической привлекательностью не только для европейских стран, но и для многих других неарктических стран, таких как Китай, Индия и ОАЭ.
В данном ключе важно отметить заинтересованность иностранных компаний в сотрудничестве с Россией. TotalEnergies принадлежит 19,4% акций НОВАТЭКа, в том числе 20% акций «Ямал СПГ», 10% акций «Арктик СПГ-2», 10% акций перевалочных узлов СПГ по Северному морскому пути (СМП). Французская TotalEnergies не объявила о планах выхода из энергетического сектора России. Британская British Petroleum (BP) подтвердила планы продажи 19,75% акций российской нефтяной компании «Роснефть». Немецкие Siemens, итальянские Saipem, турецкие Renaissance Heavy Industries, американские Halliburton и Grmany BASF являются ключевыми технологическими и производственными заинтересованными сторонами в российской арктической энергетической сфере.
Хотя Россия обладает большой частью арктической территории, но Россия в одиночку не способна обеспечивать защищенность и развитие региона вследствие ограниченных финансовых и технологических возможностей страны.
Многие нерегиональные страны, такие как Китай, Индия, ОАЭ и Турция, продолжают работать и сотрудничать с Россией в Арктике после военных действий в Украине и после объявления семи арктических стран о прекращении или приостановлении своего сотрудничества с Россией в регионе.
Арктический регион не может быть успешно развиваться и решать общие региональные проблемы без России, так как она является арктическим гегемоном не только в географическом, но и в стратегическом плане, а также в области природных ресурсов.
Помимо этого, основным приоритетом Европы является защита арктической окружающей среды, поскольку она является непосредственной жертвой таяния льда и других экологических последствий.
Приостановка сотрудничества или санкции против России неэффективны и вызовут долгосрочные стратегические проблемы для Запада. Кроме того, это принесет лишь краткосрочные выгоды для западных стран. В перспективе это создаст баланс сил в пользу России, так как другие богатые и могущественные государства вроде Китая, Индии, Турции и ОАЭ будут вкладывать значительные средства в Арктику. По мнению некоторых экспертов, европейские арктические страны готовы к сотрудничеству, но из-за давления США, Канады и Великобритании они вынуждены занимать антироссийскую позицию.
Будущее будет зависеть от результата специальной военной операции и от того, как долго она будет продолжаться. Если военная операция скоро закончится, например, через один-два месяца, и завершится желаемым результатом для России, то скоро сотрудничество в Арктике продолжится и Россия сможет диктовать условия по его новой структуре и правилам игры в регионе.
Однако если военная операция продлится относительно долго, то это создаст ситуацию, при которой нормализация отношений в течение военных действий продолжится, как в Сирии, по причине того, что существенного прогресса невозможно достичь без российского сотрудничества.
Если же бойкот России не прекратиться, он затронет в большей степени Европу, чем Российскую Федерацию. Тем не менее, остается надежда на то, что арктическое сотрудничество может быть достигнуто на основе легитимности и взаимных интересов.