Статьи
14-06-21 11:56
Тина Солиман Хантер, Профессор кафедры энергетического и природно-ресурсного права, Университет Маккуори, Австралия, профессор, Томский государственный университет, Россия
Роль информационно-коммуникационных технологий в контексте развития Северного Морского Пути с позиции российских правовых обязательств

Бесспорно, Арктика сыграла важную роль в развитии России. Так, в 1938 году был запущен первый советский ледокол Сибирь. Он использовался для арктических исследований, которые начались еще 300 лет назад и является одним из бесспорных достижений Советского Союза. В новом тысячелетии Россия вновь стремится использовать Арктику как для своего экономического развития, так и для развития социального. Изменения во внутренней и внешней политике России в 2013 году,  принятие Стратегии развития морской деятельности России на период до 2030 года (Морская стратегия) и недавние Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года (Арктическая политика), а так же Стратегии развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года (Арктическая стратегия) обуславливает ценность Арктики и ее ключевую роль в будущем развитии и процветании экономики России.

Арктическая политика и Арктическая стратегия отражают курс развития, описывают вероятные угрозы, связанные с потеплением, определяют перспективы освоения ресурсов, в первую очередь, нефти и газа, а также развития Северного морского пути (СМП) как новой судоходной артерии в регионе. Последнее становится возможным из-за глобального потепления, изменения климата и связанного с этим увеличения навигационного периода по северному пути. Также примечательно, что Россия ищет возможности сохранить экологический баланс в регионе на всех этапах разработки полезных ископаемых, используя новые походы к защите окружающей среды и улучшая условия для проживания местного населения или прибывающих людей.

В контексте развития региона «красной нитью» во всех документах проходит развитие Северного морского пути, при котором расширение топливно-энергетического комплекса вместе с последовательным социальным развитием с перспективой привлечения людей на Крайний Север позволят открыть выгодные для России с экономической и стратегической точки зрения перспективы на севере. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются ключевым фактором развития, без которых невозможно полноценное общественное и экономическое развитие региона. В подтверждение этого, статьи 13 и 14 Арктической стратегии подчеркивают необходимость ИКТ, в том числе размещение высокоэллептической космической системы для сбора гидрометеорологических данных (высокоэллептической спутниковой системы связи для координации пользователей СМП, а также разработку и размещение важных технологических объектов для освоения Арктики, что указано в статье 14 вышеупомянутой стратегии.

Эти шаги в Арктике предпринимаются как на национальном, так и на международно-правовом уровне. Учитывая важность региона для экономического процветания России, в этой статье мы рассмотрим важную роль систем связи и данных для ИКТ, вкратце обозначив роль самих ИКТ в России 21 века, но перед этим определим задачи России в качестве администратора ИКТ в рамках правового поля. Следом определим роль ИКТ с точки зрения данных правовых обязательств.

Северный морской путь для России в 21 веке

Границы Северного морского пути как транспортного маршрута из Европы в Азию уже давно обозначен, и его важность в последнем десятилетии подчеркивается увеличением объёма грузов, перевозимых по этому маршруту. Согласно исследованиям Раджагопаля и Чжана, коммерческое использование СПМ в период между 2011 и 2018 годами было низким, в среднем 70 транзитов в год (Раджагопал и Чжан, 2021). Этот объем колебался от 27 транзитов в 2018 до 71 транзита в 2013 году (Раджагопал и Чжан, 2021). В 2020 году интенсивность перевозок по СМП увеличилась, составив 1,28 миллиона тонн груза, что стало на 83% больше, чем в 2019 году. Перевозки по СМП, в первую очередь, осуществлялись сухогрузами и танкерами, которые занимали 82% от всего объема (Раджагопал и Чжан, 2021). Контейнерные суда и судна крейсерского класса составляли менее 10%, и общие масштабы использования СМП в настоящее время ниже, чем через Суэцкий канала (Раджагопал и Чжан, 2021). Несмотря на это, доклад, опубликованный Хансенем и др., прогнозирует достижение экономической целесообразности СМП к 2040 году (Хансен и др., 2016).

Обязанности России в правовой сфере в качестве администратора СМП

По международному законодательству, первоочередная обязанность России как администратора СМП определяется Конвенцией ООН по морскому праву (UNCLOS). Статья 235 Конвенции устанавливает обязательство соблюдения норм международного права в целях сохранения морской окружающей среды, а статья 234 уполномочивает Россию устанавливать и применять недискриминационные законы для предотвращения, снижения и контроля за степенью загрязнения судами покрытых льдом районов. Другие требования международного права применяются по мере ратификации еще нескольких международных договоренностей с Россией, среди которых Полярный кодекс ИМО, План действий при разливе нефти, Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Лондонский протокол) и Международная конвенция по охране человеческой жизни на море. Дополнительные обязательства появляются у России в результате членства в Арктическом совете и ратификации обязывающих договоров по поисково-спасательным операциям в Арктике, равно как и сотрудничество в рамках готовности к противодействию загрязнения моря нефтепродуктами в Арктике.

Использование и роль ИКТ в развитии СМП

Для того, чтобы Россия могла выполнять свои многочисленные обязанности и следовать положениям международного права, крайне необходимо повсеместное внедрение средств ИКТ. Это связано с тремя факторами, которые характерны для Арктического региона и оказывают огромное влияние на навигацию в арктических морях.

Первым является проблема организации и поддержания взаимодействия на Крайнем Севере. Ионизация атмосферы и сцинтилляция вызывают проблемы со связью, в том числе перебои на значительные периоды (Ястребова и др., 2021). Крайне низкие температуры также влияют на связь (Американское бюро судоходства, 2008). Новая стационарная спутниковая система связи, появившаяся в Анадыри в 2018, нацелена на предотвращение подобных проблем, а также обеспечивает защищенную и непрерывную связь даже в условиях низких температур (-400C) и под низкими углами (Интерфакс, 2018). Без обновленного и значительно улучшенного ИКТ, Россия имеет меньший контроль над СМП. Однако несмотря на существенные вызовы в этом регионе, использование новых спутников и обновление инфраструктуры телекоммуникаций позволит России значительно улучшить условия связи в Арктике (Наумова и др., 2015)

Другим значительным препятствием выполнению задач в рамках СМП является сложный ландшафт Арктики, в особенности на самом пути. Региону присущи оледенения (будь это дрейфующий лед, шуга, или сплошные крупные льдины), что значительно затрудняет навигацию. Для осуществления успешных перевозок требуется своевременное оповещение судов об изменении погодных условий, включая тип льда и его глубину, местонахождение дрейфующих льдин с указанием их направления и скорости, высота волн и температура (как воздуха, так и моря). Эта информация должна своевременно поступать на протяжении всей навигации, чтобы исключить неправильные решения по изменению курса судна. Более того, крайне важно иметь точнейшие GPS координаты судов, которые проблематично получить из-за ограничений констелляции данных ГНСС, усиленного электронного высыпания и сцинтилляции (Ястребова и др., 2021).

Изменчивость погодных условий в Арктике также увеличивает риск заболеваний или телесных повреждений, а также задержки в оказании помощи. Следовательно, необходимо иметь связь со спасателями и поддерживать высокий уровень подготовки экипажей. Связь требуется также для ликвидации последствий случаев пролива нефти, особенно учитывая тот факт, что суда в регионе все еще используют бункерное топливо, а число сухогрузов составляет 82% от всего объема. В таких условиях для выполнения своих обязательств в рамках Международной конвенции по охране человеческой жизни на море и поисково-спасательному соглашению Арктического совета, России необходимы соответствующие ИКТ, которые обеспечат быстрое время реагирования и устойчивость связи во время ПСО или ответных действий. Последнее может включать использование БПЛА для разведки или оказания помощи. Без необходимых ИКТ, включающих в себя спутниковую, беспроводную и стационарную связь, обмен данными и время реагирования могут быть ограничены (Арктический совет, 2017).

В обязанности России как администратора СМП согласно статье 234 Конвенции ООН по морскому праву входит сопровождение ледоколом любого судна, проходящего по СМП. Для сопровождения требуется связь типа судно-судно и судно-берег. Без продвинутых ИКТ будет отсутствовать как своевременное оповещение об обстановке, так и постоянная связь между сопровождаемым судном и ледоколом. Потому искажение сигнала от ионизации атмосферы, солнечных вспышек или низких температур должно быть сведено к минимуму, поскольку любой неудавшийся акт коммуникации между судами или несвоевременное оповещение могут изменить ситуацию на всем маршруте или привести к опасным ситуациям. И потому успех грузоперевозок любого масштаба напрямую зависят от эффективного взаимодействия между судами.

Заключение

Арктическая стратегия и политика России ставят во главу угла экономическое развитие Арктики и использование СМП как важнейшего морского пути не только для России и Азии, но и Европейского транзита. Будучи администратором СМП, согласно Конвенции ООН по морскому праву, на Россию возложены обязанности по обеспечению безопасности морского судоходства в Арктике и сохранности окружающей среды на море. Кроме того, другие требования международного права требуют от России быстрого реагирования на возникающие угрозы безопасности и морской среде в случае розлива нефтепродуктов и т.д.

Для выполнения вышеупомянутых требований и превращения СМП в альтернативный транзитный узел из Европы в Азию, необходимо обеспечить эффективное использование ИКТ и стабильность связи в регионе. Такие особенности Арктики, как низкий наклон оси и ионизация атмосферы, отрицательно сказываются на коммуникации в регионе. Использование новейших технологий поможет улучшить последнее и обеспечить постоянный обмен данными и устойчивость передач на каналах связи, что будет способствовать развитию СМП.