В последнее время во всем мире резко повысился интерес к Арктике. Это связано прежде всего с ресурсным потенциалом и транспортным значением Севера и Арктики. Являясь уникальным регионом страны, обладающим крайне суровыми климатическими условиями и при этом колоссальными количествами неразработанных энергоресурсов, Арктическая зона представляет собой наиболее перспективное направление для роста сырьевой экономики страны.
Значительные перспективы имеет шельфовая зона Тимано-Печерской нефтегазовой провинции в Баренцевом море, где уже открыто несколько месторождений. Запасы месторождения Приразломное, расположенного в 60 км к северо-западу от поселка Варандей Ненецкого автономного округа, признаны подготовленными к промышленному освоению. Штокмановское газоконденсатное месторождение, расположенное в центральной части шельфа российского сектора Баренцева моря в 600 км от Мурманска, одно из крупнейших месторождений в мире. В российской Арктике, прежде всего, следует отметить газовые и газоконденсатные месторождения полуостровов Ямал и примыкающей к нему шельфовой зоны Карского моря [1].
В результате экономических трудностей, вызванных в том числе и финансово-экономическим давлением на нашу страну, наблюдается сокращение хозяйственной деятельности в российской Арктике [2].
Стихийный на протяжении многих десятилетий процесс хозяйственного освоения Арктики с явным преобладанием интересов максимально возможной прибыли хозяйствующих субъектов в ущерб экологически эффективному комплексному ресурсосберегающему развитию этого региона (что особенно характерно для российского сектора) создал ситуацию, при которой необходимо принятие неотложных кардинальных решений по внедрению качественно новых форм природопользования. В этих условиях очевидно, что наряду с усилением государственного регулирования, устойчивое развитие Арктики должно быть обеспечено глубокой научной проработкой новых методов и подходов к освоению арктических зон России.
Российская академия наук в постановлении президиума РАН от 05 июля 2017 г. № 133 «О перечне программ фундаментальных исследований РАН по приоритетным направлениям, определяемым президиумом РАН» и научного совета программы президиума РАН «Арктика – научные основы новых технологий освоения, сохранения и развития» определили направления исследований для получения фундаментальных основ новых технологий освоения, сохранения и развития Арктики. Фундаментальные исследования необходимы для создания методов прогнозирования, разработки междисциплинарных и комплексных проектов, нацеленных на решение конкретных задач по освоению Арктики. Одно из этих направлений исследований связано с определением научно-обоснованных подходов, направленных на повышение качества жизни и социального уровня в Арктике, с созданием новых технологий, а также разработкой и внедрением экономических механизмов, стимулирующих воспроизводство и рациональное использование минерально-сырьевых и биологических ресурсов, энерго и ресурсосбережения [3]. Практическая реализация промышленного развития Арктической зоны, развитие транспортного комплекса, а также потребность в соответствующей социальной и инженерной инфраструктуре, обуславливают необходимость разработки особого подхода к обеспечению безопасности субъектов Российской Федерации, находящихся на территории Арктической зоны [4]. Для решения этой проблемы необходимо осуществление комплекса мероприятий на новом научно-технологическом уровне, что должно привести к максимально высоким результатам в борьбе с природными и техногенными деструктивными воздействиями, актами незаконного вмешательства (в том числе терактами) на объектах ТЭК, транспортной и городской инфраструктуры, объединенных в кластеры.
Анализ, выполненный Комиссией РАН по техногенной безопасности, в ходе которого были исследованы более 150 законодательных и нормативных актов, 83 лучшие практики и наилучшие доступные технологии в области безопасности, разработанные и внедренные в РФ в период 2013-2020 гг., показал, что наиболее эффективным решением указанной задачи является разработка системного проекта создания и развития многофункционального комплекса «Безопасный арктический кластер».
Разработка системного проекта на основании форсайт-технологии и анализа угроз на долгосрочную перспективу с выработкой мер противодействия на основе моделирования позволит изменить ресурсный подход к безопасности «по остаточному принципу» на человеко- и проблемно-ориентированный, что особенно важно для стратегически важных объектов в Арктической зоне. Системный проект должен создаваться на новых концептуальных научно-технологических принципах и обеспечивать на долгосрочный период необходимую стойкость всей системы входящих в него объектов транспортной и городской инфраструктуры к природным, техногенным и антропогенным деструктивным воздействиям. Безопасность объектов обеспечивается с помощью «управления стойкостью», которое не заменяет, а дополняет «управление рисками» за счет детального учета реалий и уязвимостей подсистем объектов, риск-информированного управления уязвимостями и адаптационными возможностями.
Эта работа должна проводиться совместно с Техническими комитетами по стандартизации РФ № 465 «Строительство», № 439 «Средства автоматизации и системы управления», №129 «Безопасность транспортная», №187 «Проведение исследования в полярных регионах». Стандарты и нормативные документы позволят определить облик систем безопасности многофункциональных комплексов на всех этапах жизненного цикла, регламентируют использование лучших практик и наилучших доступных технологий с учетом изменяемости угроз, повышения уровня рисков. Применение метода управления качеством и изменениями качества безопасности обеспечит проведение систематического мониторинга для определения изменений качества безопасности до их реализации на практике, позволит оценивать стратегии управления косвенными рисками и обеспечивать высокий уровень безопасности. В структуре проекта предусматривается формирование технологической платформы «Цифровая безопасность арктического кластера».
Системный проект многофункционального комплекса «Безопасный арктический кластер» интегрирует как уже созданные системы безопасности входящих в него объектов, так и планируемые к внедрению новейшие системы и комплексы безопасности. Он позволит функционировать существующим системам и комплексам на совершенно другом качественном уровне в рамках полной интеграции с создаваемыми на новых научно-технологических принципах. В рамках создания системного проекта будет проведен детальный анализ систем безопасности для определения соответствия их существующему и планируемому характеру и уровню соответствующих вызов и угроз. Одним из основных требований при этом является полная синхронизация действий по обеспечению безопасности с текущей работой нормативных и контрольно-надзорных органов, при условии формирования эффективного государственно-частного партнерства.
Так, одним из ключевых условий успешного освоения арктических территорий, создания промышленных и жилых объектов является их энергетическое обеспечение. Необходимо отметить, что современный объект топливно-энергетического комплекса является объектом, подпадающим под действие целого ряда федеральных законов и нормативно-правовых актов, выдвигающих к нему требования по перечню направлений обеспечения безопасности, таких как промышленная безопасности, пожарная безопасность, антитеррористическая защищенность и др. При этом, с учетом того, что большинство технических средств охраны и систем обеспечения безопасности созданы на базе программно аппаратных комплексов, особое значение приобретает обеспечение их информационной безопасности. Более того, обеспечение информационной безопасности действующим законодательством выделяется для значимых объектов критической информационной инфраструктуры, к которым относится значительная часть систем управления объектов топливно-энергетического комплекса.
В настоящее время определенной проблемой является то, что нормативная база по обеспечению каждого направления безопасности создавалась в целом без учета наличия требований по другим видам безопасности. В результате для объектов ТЭК комплексный подход к обеспечению безопасности на уровне регуляторов отсутствует и решается, как правило, на уровне владельцев таких объектов. Если для регионов с развитой инфраструктурой сложившееся положение дел не является критичным, то для трудно доступных регионов, к которым относится Арктика, отсутствие системного, комплексного подхода к обеспечению безопасности как объектов ТЭК, так и шире, промышленных предприятий может рано или поздно стать деструктивным фактором, способным негативно повлиять на темпы освоения таких территорий.
Исходя из изложенного представляется целесообразным выработать научно обоснованный подход к комплексному обеспечению безопасности предприятий ТЭК, который положить в основу на первом этапе изменения нормативных документов по линии Минэнерго России, а на втором этапе, в случае достижения положительных показателей, использовать для корректировки федерального законодательства. При этом в качестве показателей для предприятий ТЭК, по мнению авторов, могут использоваться:
- общее время, трудоемкость и стоимость проектирования и разработки систем обеспечения безопасности по всем нормативно закрепленным направлениям безопасности;
- совокупная трудоемкость обеспечения безопасности по всем нормативно закрепленным направлениям безопасности;
- совокупные затраты на обеспечение безопасности по всем нормативно закрепленным направлениям безопасности для предприятий ТЭК.
Проект «Безопасный арктический кластер» формируется на базе систематизации достигнутых научно-технических решений для постановки краткосрочных и долгосрочных целей, понимания и организации этапов реализации достижения целей. Результатом разработки системного проекта будет являться создание единого комплекса мер по противодействию различным видам существующих и потенциальных угроз природных и техногенных факторов, актов незаконного вмешательства, в том числе терактов, на многофункциональных комплексах.
Системный проект призван оказать содействие органам исполнительной власти в формировании интеллектуальной и нормативно-правовой основы поддержки принятия решений в области стратегического управления социально-экономическим развитием и укрепления безопасности в мирное время и в мобилизационный период.
Подходы, предлагаемые Комиссией РАН по техногенной безопасности, рассмотренные выше, нашли свое подтверждение, конкретизацию и развитие в Указе Президента РФ от 5 марта 2020 г. N 164 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года".
Таким образом, можно предположить, что в российской Арктике будут созданы благоприятные условия для оптимального сочетания ее интересов с интересами всей страны при одновременном переходе к устойчивому развитию и обеспечению достойной жизни жителей региона.
Список литературы
- Нефтегазовый клондайк Арктики. [Электронный ресурс] URL: http://www.cdu.ru/tek_russia/issue/2018/12/545/ (дата обращения: 27.05.2020).
- Селин В.С., Истомин А.В. Экономика Северного пути: исторические тенденции, современное состояние, перспективы. – Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2003. 301 с.
- Балановский В.Л., Габур С. П., Плотников Н. И. Безопасный регион (город): устойчивое развитие и новые доступные технологии // Труды Международной конференции и Школы по стойкости социо-технических систем Resilience2014, 25-28 ноября 2014 г., Протвино, Парк Дракино, Московская область. – Изд. ИФТИ, Протвино-Москва, 2015.
- Махутов Н.А., Куприков М.Ю., Балановский В.Л., Куприков Н.М. - О современных подходах к процессу формирования облика эффективных систем безопасности сложных объектов в полярных регионах. - Известия Тульского государственного университета. Технические науки, 2017, № 9-1, С. 389-395.