Статьи
16-07-19 10:09
Виктор Георгиевич Мартынов, ректор, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, д.э.н., профессор
Развитая информационная инфраструктура – залог повышения эффективности освоения ресурсов Арктики

Реализация намеченных долгосрочных проектов в российской Арктике – амбициозная и крайне сложная стратегическая задача. Для ее выполнения необходима передовая научно-технологическая база, а также высококвалифицированные кадры, обладающие умениями и навыками работы в цифровую эпоху. Можно с уверенностью заявить, что именно развитие информационной инфраструктуры способно обеспечить реализацию конкурентных преимуществ России в Арктике.

Цифровизация энергетической и транспортно-логистической сфер отмечены как важные направления масштабной программы Правительства РФ «Цифровая экономика Российской Федерации», принятой в 2017 году. Использование цифровых технологий в топливно-энергетическом комплексе, в частности, развитие «цифровых месторождений» обеспечивает интеллектуальную автоматизацию процессов на объектах. По оценкам экспертов, «цифровизация скважин» позволяет снизить себестоимость эксплуатации месторождений приблизительно на 20%. В условиях снижения цен на нефть, для арктических месторождений углеводорода этот фактор играет особую роль.

Стоит отметить, что цифровые технологии в энергетике используются не только в пределах сектора upstream. Статический и динамический анализ процессов позволяет обеспечивать корректировку и реорганизацию сопутствующих бизнес-процессов, оперативно принимать управленческие решения.

Крупнейшие нефтегазовые компании уже используют технологии big data, промышленного интернета, искусственного интеллекта для решения прикладных задач и планируют расширять эту практику в Арктике. Так, специалисты ООО «Газпром добыча Ямбург» применяют гибридные интеллектуальные системы для газопромысловых объектов, а также развивают системы управления на базе нечеткой логики и математики.

Цифровизация призвана снизить издержки, связанные с разведкой и добычей углеводорода, а также с разработкой и производством специальной техники. Получаемые геологические, технические, статистические и иные данные доступны в едином облаке, где они хранятся, обрабатываются и анализируются. Это позволяет отслеживать показатели производства в реальном времени и, кроме прочего, своевременно предупреждать поломки и аварии.

Развитие информационной инфраструктуры в Арктике также позволит обеспечить контроль и управляемость транспортными процессами, осуществлять эффективный мониторинг и безопасность перевозок и движения транспортных средств в полярных широтах. Это необходимое условие эффективного развития еще одного масштабного проекта - арктического трансграничного транспортного коридора.

Как известно, уже сейчас ведется подготовка к прокладке трансарктической линии связи, которая обеспечит возможность обмена информацией о текущей ситуации в режиме онлайн. Это позволит значительно повысить безопасность на объектах морского и наземного дислоцирования.

Развивают оптико-волоконную сеть в северных широтах и другие приарктические страны, в частности, в Соединенных Штатов реализуется комплексная программа прокладки вдоль кабеля Аляски с 2017 года.  Однако возможность создания единой цифровой коммуникационной среды в Арктике, включающей в себя приарктические государства, представляется маловероятной в ближайшей перспективе ввиду сохраняющейся геополитической напряженности. Тем не менее, экспертами отмечаются конструктивные шаги в направлении укрепления сотрудничества по этому направлению. В частности, Арктический экономический совет выделил информационную инфраструктуру как приоритетное направление международного сотрудничества в среднесрочной перспективе. Кроме того, активно осуществляется экспертная и консультативная деятельность в рамках профильных рабочих групп Арктического совета и ИМО при ООН.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что внедрение передовых IT-решений позволят повысить надежность и эффективность технологических процессов на арктических месторождениях. Кроме того, именно развитая информационно-телекоммуникационная система является необходимым условием бесперебойного и, в перспективе, круглогодичного функционирования Северного морского пути и иных транспортных путей в Арктике.