Статьи
04-11-23 02:42
Беликова Дарья Андреевна Президент студенческой секции SPE Губкинского университета Малых Анастасия Евгеньевна Экс-вице-президент студенческой секции SPE Губкинского университета Любимов Константин Алексеевич Экс-глава комитета секретариата студенческой секции SPE Губкинского университета Поскакалова Дарья Кирилловна Экс-куратор отдела Просвещения и PR ЭкоГильдии МГУ имени М.В. Ломоносова Архипова Ульяна Студент МГУ имени М.В. Ломоносова
Энергетическая политика стран БРИКС в Арктике

Расширение блока БРИКС и включение в состав 6 новых членов (Ирана, Саудовской Аравии, ОАЭ, Египта, Эфиопии и Аргентины) предполагает укрепление его позиций на международной арене как в политическом, так и экономическом плане. Общий курс энергетической дипломатии стран БРИКС нацелен на устойчивое развитие энергетики, обеспечение энергетической безопасности, а также повышение кооперации в энергетическом секторе в различных областях, включая научно-технологические обмены.

В мае 2023 года состоялась сессия «Перспективы сотрудничества в сфере устойчивого развития Арктики в рамках БРИКС» международного проекта Think Arctic — Think Global. В ходе дискуссии профессор Харбинского инженерного университета Гао Тянь Мин подчеркнул, что для устойчивого развития Арктического региона «необходимо инновационное и техническое обеспечение».

Несмотря на то, что выработке единой арктической повестки стран БРИКС препятствует удаленное географическое расположение некоторых государств, перспективным направлением является проведение совместных научных работ на Платформе энергетических исследований БРИКС. В условиях ослабления связей между странами Арктического совета, куда РФ входит на правах полноправного члена, а Китай и Индия на правах наблюдателей, продвижение арктической повестки на площадках БРИКС может дать новый импульс экономическому и технологическому освоению региона.

В свою очередь, международное энергетическое сотрудничество в Арктике с юридической точки зрения осложняется отсутствием международно-правового акта, который бы регулировал правовое положение региона. На текущий момент статус Арктики определяется двусторонними договорами государств, а также региональными соглашениями и документами, принятыми в рамках межправительственных организаций. При этом, при возникновении территориальных споров государства подают соответствующие заявления в Комиссию ООН по границам континентального шельфа, созданную в рамках Конвенции по морскому праву 1982 года. Данная Конвенция применяется в том числе в сфере регулирования трансграничных проектов по добыче и разработке энергетических ресурсов на континентальном шельфе.

В 2022-2023 гг. после начала специальной военной операции арктические государства «заморозили» взаимодействие с Россией на базе Арктического совета без каких-либо правовых обоснований. Однако, наблюдается нарастающий интерес к развитию региона со стороны стран-наблюдателей, таких как Китайская Народная Республика и Республика Индия. В связи с этим представляется возможным предположить, что вероятно создание и реализация комплексной стратегии развития Арктического региона на уровне БРИКС, где будет закреплено многостороннее сотрудничество по наиболее актуальным направлениям, включая энергетическое и научно-техническое.

Несмотря на богатство природными ископаемыми, Арктика является уникальным природным регионом, который изобилует флорой и фауной, в том числе входящей в Красную Книгу. В связи с этим государствам необходимо обеспечивать природную целостность региона при реализации мероприятий энергетической политики на данной территории. Также, важным условием является поддержка коренных народов Арктики и соблюдение норм и правил, предотвратят пагубное воздействие на традиционное хозяйство народов Севера. Таким образом, на месторождении Приразломное применяется технология «нулевого сброса»: использованный буровой раствор, шлам и другие отходы либо закачиваются в специальную поглощающую скважину, либо вывозятся на материк и утилизируются. Также на промышленных объектах в Арктическом регионе применяются технологии для снижения шумового загрязнения, предотвращения проникновения представителей флоры на объекты и многое другое.

Характерной особенностью региона является многолетняя мерзлота, которая также осложняет промышленное освоение региона, и требует применение альтернативных технологий строительства, проведения горно-геологических работ, а также дальнейшей эксплуатации, способных предотвратить таяние вечной мерзлоты.

Таким образом, освоение и развитие районов Арктического региона открывает новые направления для экономического сотрудничества стран БРИКС. Дальнейшее усиление этого сотрудничества может иметь следующие экономические эффекты:

  1. Развитие торгово-инвестиционного сотрудничества: увеличение числа соглашений о свободной и преференциальной торговле, снижение барьеров для прямых иностранных инвестиций в стратегические компании или отрасли, а также смягчение ограничений движения капитала между отдельными государствами или региональными блоками группы БРИКС в арктическом регионе. Этому будет способствовать развитие логистической инфраструктуры для дальнейшей эффективной торговли.
  2. Энергетическая кооперация: арктический регион обладает огромными запасами ресурсов, таких как нефть, газ и уран. Усиление сотрудничества между странами БРИКС в этой области может способствовать развитию совместных проектов по добыче и транспортировке этих ресурсов, что повлечет за собой экономические выгоды для участников.
  3. Расширение использования национальных валют, создание собственных резервных валют, платежных систем. Это возможность использования странам БРИКС национальных валют в торговых и инвестиционных сделках, этому будет способствовать постепенное увеличение оборота взаимной торговли в национальных валютах БРИКС. Расширение использования национальных валют БРИКС имеет важное значение для укрепления позиций стран этого объединения в мировой финансовой системе.

Страны-члены БРИКС традиционно выражают приверженность сбалансированной комплексной реализации повестки в сфере устойчивого развития в трёх измерениях — экономическом, социальном и экологическом. По мнению российской стороны в лице Николая Корчунова, Посла МИД по особым поручениям, предстоящее председательство Российской Федерации в БРИКС откроет дополнительные перспективы многостороннего сотрудничества в том числе в арктическом регионе.

В последние годы международное сотрудничество в области устойчивого развития Арктики активизируется и количественно, и качественно. Тем не менее, в условиях текущего кризиса на международно-политической арене сократились возможности для сотрудничества в ряде сфер. Таким образом, можно выделить несколько векторов сотрудничества в рамках устойчивого развития Арктики, которые можно отнести к наиболее перспективным: развитие в сферах экономики, транспорта, науки, высшего образования, противодействия изменению климата и защиты коренных народов и национальностей. Роль Арктики в международной системе поставок и в международных цепочках создания стоимости велика, именно поэтому развитие многостороннего сотрудничества в сфере устойчивого развития этого региона отвечает интересам стран-участников БРИКС. Согласно членам интеграционного объединения, Арктика играет особую роль в вопросах обеспечения их энергетической, транспортной и продовольственной безопасности. Именно поэтому защита хрупкой экосистемы Арктики также отвечает интересам стран-участникам БРИКС и представляет экологическую сторону сотрудничества в области устойчивого развития. Наконец, сотрудничество и обмен опытом в области поддержки коренных народов Арктики, защиты их прав и интересов отвечает социальной компоненте повестки БРИКС в области устойчивого развития.

Китайской стороной подчёркивается, что для плодотворного сотрудничества в направлении устойчивого развития может оказаться необходимым создание особого механизма Арктического сотрудничества в рамках БРИКС — научные исследования в данном направлении может стать одним из главных направлений работы объединения в обозримом будущем.

Развитие многостороннего сотрудничества стран БРИКС для обеспечения устойчивого развития Арктического региона способствует укреплению мягкой силы Российской Федерации, открывает возможности для дальнейшего укрепления конструктивного международного диалога и обнаружения новых точек соприкосновения для взаимодействия Российской Федерации со всеми заинтересованными странами и организациями в вопросах укрепления стабильности и процветания Арктики.