Статьи
15-07-18 10:36
Ганс ван дер Грааф, заместитель директора, Международная морская организация (ИМО) Осаму Марумото, технический специалист, Подразделение по эксплуатационной безопасности и человеческому фактору, Управление по безопасности на море, Международная морская организация (ИМО)
Поиск и спасание в водах Арктики – позиция ИМО

Как свидетельствуют тенденции и прогнозы, судоходство в полярных водах в будущем будет возрастать. Чем больше судов будут совершать рейсы в арктических водах, тем выше будет риск инцидентов, и прибрежным государствам в Арктике потребуется усовершенствовать свою систему реагирования на инциденты, включая наличие средств поиска и спасания (САР).

Международная морская организация (ИМО) – это специализированное агентство Организации Объединенных Наций, ответственное за безопасность и защищенность судоходства, за предотвращение загрязнения морской среды судами. Документы ИМО, такие как конвенции и руководства, применяются во всем мире. Наиболее актуальными документами в контексте САР являются Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (Конвенция СОЛАС), Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 года (Конвенция САР) и Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года (ЮНКЛОС).

В области САР ИМО работает в тесном сотрудничестве с Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), специализированным агентством Организации Объединенных Наций, ответственным за авиационную безопасность. ИКАО и ИМО в сотрудничестве разработали Руководство по международному авиационному и морскому поиску и спасанию (МАМПС), которое регулярно обновляется.

Государства по всему миру признают важность спасения человеческих жизней и необходимость непосредственного участия в работе по оказанию терпящим бедствие авиационных и морских услуг САР. Оказание помощи любому терпящему бедствие судну или лицу служит национальным интересам; такова принятая международная практика, основанная на традиционных гуманистических обязательствах, она определена международным законодательством.

Целью Конвенции САР является разработка глобальной системы САР (глобального плана САР), с тем чтобы независимо от места аварии координация спасания людей, терпящих бедствие на море, проводилась бы какой-либо организацией САР в сотрудничестве, если это необходимо, с другими соседними организациями САР. Глобальная система САР обеспечивает, чтобы помощь получали все терпящие бедствие независимо от гражданства или конкретных обстоятельств, а также оттого, где такие лица находятся.

Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике

Государствам всегда было нелегко обеспечить надлежащие услуги САР в отдаленных районах, особенно это касается отдаленных полярных регионов с их суровыми условиями. В таких чрезвычайно трудных условиях международное сотрудничество приобретает критическое значение, и заслуженное признание получила великолепная работа, выполненная под руководством Арктического совета в области САР в Арктике.

В 2011 году в ходе Седьмого министерского заседания Арктического совета было принято Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике, которое подписали правительства Дании, Исландии, Канады, Норвегии, Российской Федерации, Соединенных Штатов, Финляндии и Швеции. Это соглашение стало площадкой для выявления логистических проблем, связанных с перемещением воздушных и морских спасательных судов в «районе проведения операции» каждого из сотрудничающих государств, и предусматривает разграничение этих районов, как показано ниже.

Рисунок – Поиск и спасание в Арктике

Полярный кодекс

С целью обеспечения безопасности эксплуатирующихся в Арктике и Антарктике судов и людей на борту, а также того, чтобы воздействие на окружающую среду оставалось минимальным, ИМО, для решения вызывающей обеспокоенность на глобальном уровне проблемы безопасности моряков и пассажиров, а также защиты полярной окружающей среды приняла обязательный Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс). Вступивший в силу 1 января 2017 года, Кодекс представляет собой единственную чрезвычайно важную инициативу по установлению надлежащей международной регулятивной системы для полярного судоходства.

Цель Кодекса заключается в обеспечении безопасной эксплуатации судов и защиты полярной окружающей среды посредством целенаправленного рассмотрения рисков, существующих в этих водах, которые не охвачены надлежащим образом в других документах ИМО, таких как Конвенция СОЛАС и Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (Конвенция МАРПОЛ). Обширные правила по безопасности и окружающей среде, входящие в эти и другие конвенции ИМО, имеют глобальный характер и применимы к судоходству в полярных водах. Однако Полярный кодекс представляет собой еще один, дополнительный, уровень, относящийся конкретно к судам, эксплуатирующимся в указанных районах.

Признавая проблемы, с которыми уже сталкиваются прибрежные государства в этих районах, включая и проблему обеспечения средств по реагированию в области САР в Атлантическом океане, Полярный кодекс не предусматривает каких-либо дополнительных обязательств по предоставлению услуг САР. В нем предусмотрены дополнительные обязательства для капитанов и для судов, эксплуатирующихся в полярных водах, в отношении заблаговременной готовности к тому, чтобы совершать рейсы в столь суровых и опасных районах. Основываясь на понимании того, что в случае инцидента потребуется больше времени, чем обычно, для поиска нуждающегося в помощи судна или человека и для того, чтобы прибыла помощь, Полярный кодекс требует, чтобы в расчетах оборудования и систем, обеспечивающих жизнеспособность, использовалось «максимальное расчетное время спасания», составляющее при любых обстоятельствах не менее 5 дней.

САР в районах, удаленных от средств САР

Принимая во внимание ограниченные ресурсы САР, доступные в этих сложных и суровых удаленных районах, ИМО в сотрудничестве с ИКАО разработала дополнительные рекомендации по САР в районах, удаленных от средств САР, и включила новый раздел в Руководство МАМПС. Эти рекомендации предназначены для того, чтобы привлечь внимание к тому факту, что службам САР потребуется больше времени в зависимости от места, где произошел инцидент, от окружающих условий, будь то полярные регионы или места, где нет человеческого присутствия, например, среди бескрайнего океана. С учетом нехватки средств и ресурсов САР проблемы такого характера только усугубляются, если речь идет о крупных операциях по спасанию большого количества терпящих бедствие людей.

Разработки в ИМО

Продолжается работа ИМО по регулированию полярного судоходства. В настоящий момент рассматривается разработка мер безопасности для не охватываемых Конвенцией СОЛАС судов, эксплуатирующихся в полярных водах, особенно это касается рыболовных судов, некоммерческих прогулочных яхт валовой вместимостью более 300 и грузовых судов валовой вместимостью более 300, но менее 500.

Эксперты по САР продолжают разработку рекомендационных материалов на основе извлеченных уроков с учетом новых технологий, которые делают возможности САР более совершенными. Сюда относится использование средств радиосвязи, включая применение спутниковой связи при бедствии и для обеспечения безопасности.