Статьи
12-05-16 04:37
Шевченко А.В. – д.полит.н., проф, заместитель директора по научной работе Института права и национальной безопасности РАНХиГС при Президенте РФ, Медведев Д.А. – координатор арктических проектов АНО «Центр стратегических оценок и прогнозов»
Двадцатилетний юбилей Арктического совета: перспективы развития конструктивного сотрудничества

В последнее десятилетие Арктика стала одним из центров соприкосновения стратегических интересов крупнейших мировых держав. Арктический макрорегион является последней неизведанной кладовой природных ресурсов, а также здесь располагается перспективный транспортный коридор, связывающий Европу и Азию.

Формирование устойчивой модели международных отношений в арктическом макрорегионе зависит от возможностей разрешения ряда ключевых вопросов – уточнение границ суверенных прав арктических государств, обеспечение международной безопасности и безопасности судоходства, определение баланса интересов арктических и неарктических стран и др.

Важным шагом к обеспечению взаимовыгодного, продуктивного международного диалога на Крайнем Севере стало подписание «арктической восьмеркой» в 1996 г Оттавской декларации о сотрудничестве в области охраны окружающей среды и устойчивого развития и учреждение межправительственного форума – Арктического совета (АС). Созданному Совету был предоставлен широкий мандат для решения вопросов, актуальных для арктического региона и населяющих его народов. За 20 лет работы совета была создана международно-правовая база, обеспечивающая правила и нормы взаимодействия между вовлеченными в развитие Арктики странами.

Тем не менее, в 2013-2015 гг деятельность Арктического совета оказалась под влиянием противоречий, возникших между странами-членами организации в иных регионах мира. Так, ухудшение геополитической обстановки в Украине, Сирии и других мировых «точках нестабильности» повлекло осложнение международного диалога в Арктике. Попытки использовать АС как инструмент давления на отдельные арктические страны существенно снизили темпы регионального сотрудничества во многих сферах и фактически приостановили развитие конструктивного диалога.

Ситуация изменилась в конце 2015- начале 2016 гг, когда большинство стран-участниц на официальном или полуофициальном уровне признало необходимость восстановления в этом стратегическом регионе мира всестороннего диалога на принципах взаимоуважения и равноправия. Об этом, в частности, свидетельствуют ключевые положения Единой Арктической стратегии Европейского союза (European Union policy for the Arctic), принятой в апреле 2016 г. В ней подчеркнута важность развития сотрудничества с Россией в Арктике в вопросах безопасности судоходства, экологии и экономики, несмотря на наличие неразрешенных противоречий в иных регионах мира.

Также в конце 2015 г был создан Инструмент поддержки проектов Арктического совета, завершена подготовка к созданию Арктического форума береговых охран, международной площадки, действующей под эгидой АС. Это свидетельствует о возобновлении и расширении сотрудничества в Арктике, несмотря на сохраняющуюся международную напряженность.

Важной тенденцией последних лет стало формирование альтернативных площадок международного полярного сотрудничества, в частности, в экономической сфере. В экспертном сообществе активно обсуждается возможность создания международного банка как инструмента финансовой поддержки арктических мегапроектов. Однако появление новых независимых международных площадок и структур не снижает центральной роли Арктического совета в институциональной структуре региональных отношений. Так, в апреле 2015 г, наиболее крупная из новых независимых организаций – Арктический экономический совет – объявила о намерении координировать свою деятельность с АС по стратегическим вопросам.

Однако международное взаимодействие в Арктике осуществляется не только в форме реализации совместных коммерческих проектов, но и в виде академических обменов, проведения научных сессий и др. В результате взаимовыгодного сотрудничества между крупнейшими институтами полярных стран разрабатываются принципы развития человеческого потенциала в условиях Крайнего Севере, новые требования к подготовке кадров, которые будут задействованы в стратегическом развитии региона.

Сохранение за Арктическим советом статуса главной межправительственной переговорной площадки станет стабилизирующим фактором долгосрочного развития Арктики. Перспективным для обеспечения международного взаимодействия в Арктике является развитие специализированных международных организаций, в том числе неправительственного формата, действующих под эгидой Арктического совета.

Кроме того, при обсуждении форматов возможного реформирования Арктического совета необходимо сохранить особый статус приполярных государств, так как именно их участие в деятельности совета наделяет его необходимой легитимностью. Создание и поэтапное развитие института постоянных стран-наблюдателей Арктического совета подчеркивает важность присутствия на переговорах крупных нерегиональных государств, однако ограничивает их полномочия, закрепляя право голоса исключительно за полярными государствами. Очевидное желание крупных нерегиональных держав (прежде всего, КНР) влиять на деятельность совета не должно ущемлять национальные интересы стран, имеющих территории в Арктике.

За 20 лет функционирования Совета сложилась особая арктическая дискурсная политика, выражающая согласованную волю арктических государств по большинству актуализированных вопросов. Баланс интересов соблюдался на принципах договоренности, конвенциональности, сотрудничества. Расширение числа участников международно-правового дискурса,  превращение некогда ограниченного региональными интересами арктического диалога в глобальный полилог государств с претензиями на смену многолетних  традиций правотворчества и правоосуществления,  не должно нарушать  основное правило симметрии международных отношений  – взаимоуважение и соразмерность геополитических амбиций.    

Несмотря на указанные сложности и вызовы развитию международного сотрудничества Арктика становится той ключевой геополитической точкой, опорным регионом мира, в котором международное сообщество будет оттачивать свои способности к компромиссу и взаимопониманию. Именно принципы и нормы гармонизации долгосрочных интересов крупнейших северных держав, которые будут заложены в неконфронтационную модель международных отношений на Крайнем Севере, обеспечат устойчивое долгосрочное развитие Арктики и международных отношений  в целом.