Статьи
25-04-15 08:41
Виджай Сакужа (Dr. Vijay Sakhuja), директор Национального морского фонда (National Maritime Foundation), Нью-Дели
Чего не хватает в паназиатском подходе к Арктике?

На недавней конференции «Азия и Арктика: возможности и вызовы», организованной Национальным морским фондом (National Maritime Foundation) в Нью-Дели, выяснилось, что Арктика находится в центре стратегических интересов стран Азии, и некоторые страны региона внимательно следят за развитием событий на Крайнем Севере. Несколько государств Азии создали научно-исследовательские станции на Шпицбергене в Норвегии, и участвуют в освоении Арктики, внося свой вклад в понимание систематических изменений полярного льда, климата и погоды, а также участвуя в геологических и геофизических и другие смежные исследованиях.

Однако это достаточно наивный подход к пониманию азиатских интересов в Арктике, эти страны стремятся изучить возможности добычи ресурсов в Арктике, особенно нефти и газа, а также вопросы судоходства по Северному морскому пути, которое потенциально может сэкономить время на транзит и уменьшить расход топлива. Они также надеются на поддержку арктической коммерческой деятельности посредством предоставления судостроительных, судоходных и человеческих ресурсов. В 2013 году Китай, Индия, Япония, Сингапур и Южная Корея присоединились к Арктическому Совету и с тех пор регулярно принимают участие в его деятельности. Тем не менее, ясно, что этим странам еще только предстоит разработать стратегию паназиатского подхода к Арктике. Можно выделить, по крайней мере, три причины отсутствия паназиатского арктического дискурса.

«Багаж» региональной напряженности

Стратегическое видение членов Азиатского Арктического Совета в первую очередь сконцентрировано на Азиатско-Тихоокеанском регионе, в котором отмечается недоверие, наращивание военной мощи, пограничные споры и ряд асимметричных угроз и вызовов. Существует геополитическое и геостратегическое соперничество между странами региона, которое значительно усложняет среду обеспечения безопасности. Соединенные Штаты разместили в регионе силы и средства передового развёртывания согласно союзническим и договорным обязательствам. Это решение помимо нарушения баланса в Азиатско-Тихоокеанском регионе также осложняет вопросы региональной безопасности.

Члены Азии Арктического совета (за исключением Сингапура) имеют ряд пограничных споров друг с другом, и их сосредоточенность на вопросах суверенитета и поиске возможностей сдерживания непоколебима. Мир, стабильность и равновесие сил все еще не достигнуты в регионе, а конкуренция, соперничество и сильная склонность к доминированию пронизывают региональные процессы. Учитывая вышесказанное, Арктика до сих пор остается на периферии азиатских стратегических интересов.

Арктика в многосторонней повестке дня Азии

Азиатские страны-участницы Арктического совета интегрированы в ряд региональных структур по кооперации в области безопасности и участвуют в некоторых двусторонних и многосторонних соглашениях, например, в саммите стран Восточной Азии (EAS), на котором обсуждались вопросы политики, дипломатии, экономики и безопасности. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) является наиболее успешным экспериментом в области региональной интеграции, который концептуализировал ряд политических и экономических структур, а также структур безопасности в рамках многосторонних дискуссий. Существует ряд региональных инициатив в области науки и вопросов изучения изменений климата, однако вопросы, связанные с Арктикой, все еще не вызывают должного внимания и остаются вне обсуждений. Кроме того, азиатские страны-участницы Арктического совета не предпринимали попыток изучать арктические проекты в рамках межрегиональных обсуждений или переговоров.

Азиатско-арктический дискурс в обсуждениях приарктических стран

Интересно, что арктические страны поощряют развитие паназиатского дискурса и организовали ряд конференций, симпозиумов и семинаров для лучшего понимания азиатских перспектив в Арктике. Несколько важных инициатив заслуживают внимания - конференция «Арктические рубежи» (the Arctic Frontiers) в Тромсё, Норвегия; Arctic Circle в Рейкьявике, Исландия; конференции, проводимые в арктических странах и поддерживаемые региональными советами. Заслуживает внимания научно-исследовательская программа AsiArctic, которая организована совместно Институтом Фритьофа Нансена (FNI) и Норвежским институтом оборонных исследований (IFS) в 2012 году и рассчитана на три года. Её целью стало изучение интересов и политики азиатских стран в Арктике. Кроме того, ряд университетов и исследовательских центров в странах Арктики проводят у себя конференции и семинары, чтобы понять азиатские взгляды на изменение динамики развития Арктики.

Сотрудничество между северными и китайскими исследовательскими учреждениями началось на симпозиуме китайско-скандинавского сотрудничества в Арктике и включает в себя взаимодействие между несколькими норвежскими и двумя китайских институтами - Полярным научно-исследовательским институтом Китая (PRIC) и Шанхайским институтом международных исследований (SIIS). Кроме того, в Индии Национальный центр по Антарктике и океаническим исследованиям и Норвежский Полярный институт провели семинары по полярной науке при поддержке научного совета Норвегии.

Изучение паназиатских позиций в Арктике

Беглый взгляд на политику азиатских государств-членов Арктического Совета говорит о том, что они имеют пересекающиеся интересы, которые сосредоточены на научных исследованиях, изменении климата, развитие людских ресурсов, инфраструктурных проектах и судоходстве. Тем не менее, они не пытались проводить единую политику из-за подозрительности и недоверия. Нынешний характер политических и стратегических разногласий между азиатскими участниками Арктического совета принимает угрожающий размах - китайско-японская напряженность, индо-китайские пограничные споры о Гималаях, споры Японии и Южной Кореи из-за островов, претензии Китая на территории Южно-Китайском море.

Среди членов Азиатского Арктического Совета Сингапур не имеет какой-либо серьезной политико-стратегической конкуренции с другими членами Арктического Совета из Азии. У него  хорошие отношения с этими странами, и он имеет политические и дипломатические возможности для выступления в качестве посредника паназиатского сотрудничества в Арктике. Любопытно, что Сингапур не видит достаточно «стимулов» для того, чтобы вести и развивать паназиатской дискурс. Кроме того, азиатские страны окончательно не сформулировали национальные стратегии в Арктике, поэтому существует некоторая неопределенность в отношении их целей и планов.

На данный момент азиатские страны предпочитают двусторонние отношения для взаимодействия с арктическими странами и уклоняются от коллективного подхода. Тем не менее, было бы справедливо утверждать, что в будущем в Арктике может произойти большое объединение азиатских интересов на академическом и политическом уровнях, поскольку все больше стран Азии, таких как Малайзия, Индонезия и Таиланд, хотят принимать участие в работе Арктического совета.