Доклады
06-12-25 06:02
Невская Наталья Александровна, руководитель Центра макроэкономических исследований - ведущий научный сотрудник Отдела экономических исследований, Институт Европы РАН, к.э.н., Россия
Экономические проблемы стратегического развития Арктики
Прежде чем перейти к документам, необходимо обозначить экономическую среду, которой эти документы возникнут. Интерес к экономическому развитию Арктики активно проявился фактически с началом экономического кризиса в 2009 году и обострился в 2011 году. В связи с тем, что в этот период все мировые страны, вошли в новый экономический уклад, предполагают технологию, завязанную на земле.

Поэтому, начиная с 2010-х годов, мы видим, как многие Западные страны разработали стратегии, обращаю ваше внимание, в западных экономически развитых странах, экономические стратегии – это скорее нонсенс, потому что это страны, которые придерживаются политики свободных рыночных отношений. И как раз-таки по Арктике были разработаны основные документы. Основной спецификой современного экономического кризиса является и деглобализация мировой экономики, и курс на индустриализацию стран-центра, разрастание торговых войн между участниками мировой торговли и усиление санкционной политики. Это за собой влечет необходимость контроля за доступностью редкоземельных металлов и трансформации международных транспортных потоков.

Сегодня мы услышали не один доклад представителей разных стран, которые относятся к арктическим странам, неарктическим странам. Здесь следует обратить внимание на то, что основная битва в рамках экономического противостояния обычно разворачивается между крупнейшими участниками. А крупнейшие участники – это США, ВВП которого составляет 29 триллионов долларов, это Китай, ВВП которого составляет 18,7 триллионов долларов. И, соответственно, у представителей этих стран, как мы обращали внимание, вопросы были заявлены достаточно масштабные.

Те страны, которых поменьше, они вынуждены придерживаться политики лидеров в этом блоке. И когда мы говорим о интересующихся Арктикой страны, то следует обратить внимание на то, какие публикации делаются в этих странах. Вот если мы посмотрим на публикации стран Юго-Восточной Азии, то они все тяготеют к категории северного морского пути, многие. При этом, что китайские публикации, как правило, имеют отношение к Шанхайскому институту, что публикации, сделанные в Южной Корее, они все упираются в вопрос санкций.

Поэтому доминирующие на международной экономической арене западные страны некоторым образом наваливают определенные ограничения на работу тех стран, которые в данном случае заинтересованы в Северном морском пути и, соответственно, в наших ресурсах. Российская Федерация на международной арене выступает фактически добытчикам и поставщикам крупной сырьевой базы. Северный морской путь в данном случае является нередко единственным источником, который позволяет вывести эту продукцию. И интерес к Арктике и Северному морскому пути в данном случае связан не только с позицией, касающейся интересов к редкоземельным металлам, но и возможным терминативным путям с точки зрения контроля узких цепочек добавленной стоимости со стороны Китая.

Дело в том, что основная масса всех существующих на данный момент путей связана с контролем фактически международного финансового капитала над доставкой продукции. Сухопутный путь практически невозможен по той причине, что Россия и Иран – единственные две страны, которые находятся под санкциями, они фактически перебивают сухопутный путь для поставки товаров из Китая, который является международной фабрикой, на поставку в Европу, которая является одним из крупнейших потребителей. Таким образом все поставки контролируются через морской путь, а там присутствуют крупнейшие международные инвесторы.

То есть это Vanguard, BlackRock, State Street. И через Гонконг много поставок проходит. Ну что значит много поставок через Гонконг? Значит, узкие цепочки добавленной стоимости в поставке товара контролируются, фактически, рядом европейских семей, в частности, в Гонконг, он очень тесно связан с бизнесом королевы Камилы, по той причине, что банк HSBS принадлежит непосредственно ей, а через него осуществляется фрахт и страхование многих морских перевозок.

В связи с существующей системой международных отношений очень многие страны взялись за стратегическое развитие арктических территорий, и Российская Федерация тоже в этом случае не отставала. В Российской Федерации приняты документы, которые называются «Единый план по достижению национальных целей». Это документ от 2018 года.

Но если говорить о всех стратегиях, которые в Российской Федерации принимаются, то следует отметить, что по итогам, а у нас основной блок стратегии как раз-таки приходится на 2000-2024 год, основная часть стратегий, которые были приняты, они по своим показателям были достигнуты. И достигнуты только в тех значениях, которые имеют высокую долю капиталоемких вложений. То есть там, где связано с производственным высоким и очень техническим потенциалом, как правило, есть некоторые сложности.

Такие сложности мы видим и в соотношении плановых и фактических показателей объемов перевезенного груза по северному морскому пути. То есть сами показатели были очень серьезно завышены, но фактически они колеблются в диапазоне от 36 до 37 миллионов тонн груза, хотя на следующий год запланировано 110 миллионов. Можно предположить, что формирование таких оптимистичных плановых показателей связано с взглядом на возможности транзитных перевозчиков, которые не оправдались, и об этом уже было сказано.

Но помимо планов перевоза груза по Северному морскому пути, существует еще целая группа программ, в частности социально-экономическое развитие арктической зоны, в которой отражены характеристики, связанные с поддержкой реализации на территории Арктической зоны ряда инвестиционных проектов, в частности, для развития центров экономического роста. Под него существуют разработанные мастер-планы территории, но проблема в данных программах во многом связано с тем, что там за основу были взяты фактически советские планы развития, а советские планы развития написаны под социалистическую систему экономики, не капиталистическую.

А в капиталистической системе все корпорации, которые работают на этой территории, придерживаются своих целевых ориентиров и не намерены развивать саму территорию. К тому же очень большая проблема с производственным потенциалом, так как фактически государственные денежные средства распределены преимущественно на формирование ледокольного флота. Но ледокольный флот требует определенных компетенций, а за последние 35 лет у нас произошли достаточно серьезные, провалы в этой области.

В частности, потери этих компетенций, потому что многие заводы, которые функционировали раньше на нашей территории, в 90-е годы перешли фактически на формирование комплектующих со стороны Кореи. В частности, Samsung активно присутствовал во Владивостоке на заводе Звезда, но формально это проходило по документам, как российское производство. Поэтому часть сложностей есть, и, к сожалению, положения, которые прописаны во многих программах, далеко не всегда исполняются.

Вот на слайде представлено, что, даже доля инвестиций в основном капитале несколько подсаживается. Что это значит? Это значит, если есть определенная недофинансирование по производственным процессам, оно через определенную цепочку приведет к проблемам производства. Так как время у нас ограничено, я часть доклада опускаю и вас благодарю за внимание. Большое спасибо.