Я выступаю перед вами из Университета Раштрия Ракша. Это единственный в стране университет национальной безопасности и политики. И сегодня я намерен предложить целостный обзор и перспективный рассказ о двух давних стратегических партнерах, Индии и России, которые сотрудничают и вносят совместный вклад в создание более стабильной, законной и всесторонней морской модели, от теплых вод Индийского океана до ледяных морей Крайнего Севера.
Начнем с того, что за последнее десятилетие морское мышление Индии значительно изменилось. В 2015 году премьер-министр Нарендра Моди четко сформулировал концепцию развития, безопасности и экономического роста для всех в регионе. Российско-индийские отношения больше не ограничиваются сухопутными территориями, транспортными коридорами и сотрудничеством в области обороны. Они все больше связывают Индийский океан, российский Дальний Восток и Арктику в единое целое. Идеи о связях между Индийским океаном и Арктикой теперь являются реальной стратегической повесткой дня, а не просто теоретической конструкцией. Наше сотрудничество основывается на очень прочном дипломатическом фундаменте, начиная с периода, предшествовавшего обретению Индией независимости, и до 2000 года, когда Индия и Россия объявили о стратегическом партнерстве.
В 2010 году, уровень был поднят до особого привилегированного стратегического партнерства, что демонстрировало уникальное доверие. Заявления об углублении стратегического партнерства для глобальной безопасности в 2013 году, партнерстве во имя глобального мира и стабильности в 2016 году, партнерстве во имя мира, прогресса и процветания в 2021 году неизменно подчеркивают общую ответственность за глобальный мир, энергетическую безопасность. К 2024 году, на 22-м ежегодном саммите, особое внимание будет уделено российскому Дальнему Востоку, Арктике и морским транспортным коридорам, что позволило рассматривать Дальний Восток и Арктику не как отдаленные районы, а как ключевые пространства для совместного развития судоходства и энергетического сотрудничества.
Наиболее ярким символом нашего сближения в морской сфере является серия военно-морских учений "Индра", проводимых с 2003 года между ВМС Индии и ВМФ России. На протяжении многих лет учения охватывали вопросы борьбы с подводными лодками, противовоздушной обороны, морских перехватов, поиска и спасения, борьбы с пиратством и терроризмом. Последнее, 14-е учения, проведённые в 2025 году, подчеркнули Российско-Индийский потенциал в проведении операций в открытом море, а также операций по защите морских коммуникаций как в акватории Индийского океана, так и в северных широтах. Для нас эти учения являются практическим выражением приверженности морскому порядку, основанному на законах и юридических нормах: от свободы навигации и до сотрудничества против пиратства и терроризма. Всё это создаёт пути перемещения людей, идей и продукции.
Большой интерес также представляет международный транспортный коридор Север-Юг – многоэлементная система маршрутов, соединяющих индийские порты с Россией через Иран и Каспийское море, восточный морской коридор через Владивосток, который сокращает расстояние традиционного пути Мумбаи-Санкт-Петербург. И наиболее значимый Северный морской путь, которому уделяется ключевое внимание в российской Арктической стратегии, обеспечивает доступ к европейской торговле.
Рассматриваемые вместе, они не являются изолированными линиями на карте. Это первые очертания многовекторной устойчивой сети морских путей. Для Индии это снижает уязвимость перед отдельными узловыми точками. Для России это диверсифицирует доступ к морю и экспортные маршруты. Мировому сообществу это обеспечивает избыточность и устойчивость в эпоху разрушенных цепочек поставок.
Теперь позвольте мне перейти к сближению Индии и России в Арктике. Арктика находится в центре внимания сегодняшней конференции, как я слышал от многих докладчиков.
Как многие из вас знают, в арктической политике Индии особое внимание уделяется климатологии, охране окружающей среды, морскому сотрудничеству и благосостоянию полярных сообществ. В арктической стратегии России научные исследования, развитие Северного морского пути, энергетические проекты и благосостояние коренных народов также являются приоритетными. В совместном заявлении Дурсба-Дости в 2014 году лидеры приветствовали участие Индии в добыче углеводородов на шельфе и в Арктике. Наиболее конкретный шаг был сделан в июле 2024 года, когда была принята программа российско-индийского сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционной сферах в 2024-2029 гг. в арктической зоне Российской Федерации. Этот документ обеспечивает формальные рамки для углубленной вовлеченности в деятельность, а также формирования инфраструктуры совместных научных и законных изысканий в Арктике. Для расположенной в тропической зоне демократической Индии, обладающей береговой линией, протяженностью около 9000 км, связь с Арктикой может показаться географически парадоксальной, но в реальности это логическое продолжение идеи «Махасагар»[1]: что происходит в Арктике касательно вопросов изменений климата, подъема уровня мирового океана или новых морских транспортных маршрутов напрямую влияет на нас.
Помимо двусторонних отношений, Индия и Россия ведут общую работу в рамках нескольких организаций многостороннего сотрудничества, например, в ООН.
В рамках БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества в совместных декларациях все чаще говорится о морской безопасности, коридорах связи и иных решениях, основанных на положениях Конвенции ООН по морскому праву. Во всех этих областях смысл выступления очевиден. Координация действий между Индией и Россией может помочь в том, чтобы Индийский океан и Арктика рассматривались не как арены конфронтации, а как зоны ответственного сотрудничества и общей безопасности.
Так как центром моей темы являются стратегическая конвергенция и законном сотрудничестве, подчеркну основные нормативно-правовые аспекты. Океан регулируется «мозаикой законов»: Конвенция ООН по морскому праву, ряд документов Международной морской организации, разумные договорённости и отдельные внутренние резолюции. Новые коридоры, такие как Северный морской путь и иные, поднимут ряд всеобъемлющих вопросов, касающихся мирного прохода, экологических стандартов, поиска и спасения и правил судоходства. Аналогично включению СМП в мировую сеть морского транзита, интеграция Восточного транспортного коридора и Арктических маршрутов требует гармонизации традиционных правил и законов: государственный контроль портов и иных механизмов.
Теперь расскажу о практических шагах, которые призваны справиться с существующими вызовами.
- Индийско-Российская рабочая группа по вопросам морского права и сотрудничестве в Арктике, вдобавок к уже существующим межправительственным комиссиям и комитетам, где дипломаты, сотрудники морских правоохранительных органов и ученые могут продолжить обсуждение положений и норм
- Понимание и взаимосвязь могут быть еще более углублены с помощью внутреннего законодательства и стратегических соображений. Расширение взаимодействия и сотрудничества в области правоприменения на море. Интеграция транспортных коридоров с помощью стратегической и специализированной исследовательской группы.
- А наука, дипломатия и академические круги взаимодействуют через нынешний форум, в котором мы участвуем последние два года.
Завершить выступление я хочу простой мыслью: если мы сможем соединить Индийский океан и Арктику через коридоры доверия, права и знаний, тогда мы внесём вклад не только в наши национальные интересы, но и в достижение общих целей.
Спасибо за внимание.
[1]MAHASAGAR vision – это расширенное глобальное морское видение Индии, основанное на предыдущей инициативе "САГАР". Он расшифровывается как «Взаимное и целостное продвижение в интересах безопасности и роста во всех регионах» и подчеркивает важность сотрудничества с глобальным Югом на трех основных направлениях: торговля в целях развития, наращивание потенциала для устойчивого роста и взаимная безопасность для общего будущего. Это видение выходит за рамки непосредственного региона Индии и имеет более глобальную направленность, включая экономическую дипломатию, технологические связи и экологическую устойчивость в свои морские партнерства.