Доклады
06-12-25 05:56
Калфаоглу Рабия, научный сотрудник, Университет Реджепа Тайипа Эрдогана, к. полит. н., Турция
Роль Китая в новой геополитике Арктики

Уважаемые коллеги, добрый день. Благодарю за приглашение. Сегодня я хотела бы коротко представить результаты своей работы о том, как меняется роль Китая в Арктике, особенно после конфликта в Украине. Арктика всё-таки становится более важным регионом.

До 2022 года Пекин делал ставку на экологические исследования и международное сотрудничество. Он активно развивал научное присутствие, например, через станцию «Жёлтая река» и экспедиции ледоколов. Такой подход позволил Китаю закрепиться в Арктике без конфликтов и территориальных претензий.

После кризиса 2022 года ситуация изменилась. Многие западные страны сократили сотрудничество с Россией, а для Китая это открыло новые экономические возможности. Сейчас он усиливает участие в регионе через энергетические проекты в России, а также постепенно расширяет взаимодействие по Северному морскому пути.

В своём исследовании я рассматриваю Арктику как пространство, где политика всё чаще выражается через инвестиции, инфраструктуру и науку. Этот подход показывает, что даже при наличии напряжённости Китай может занимать стабилизирующую позицию, используя экономику как инструмент доверия.

Сейчас я расскажу о пользе геоэкономического объяснения китайской политики в регионе. Когда мы говорим о Китае в Арктике, важно помнить, что Пекин действует не как военный игрок, а как экономический участник. Он делает ставку не на силу, а на торговлю, инвестиции, технологии и науку. Китай - наблюдатель в Арктическом совете, он не принимает политические решения. Поэтому эта стратегия строится через сотрудничество.

До 2022 года Китай присутствовал в регионе, используя статус наблюдателя как легитимацию, использовал инвестиции как вклад в развитие региона, использовал Северный морской путь как логистическое будущее в рамках полярного шёлкового пути.

После 2022 года формат сотрудничества в Арктике заметно изменился. Санкции и приостановка участия западных стран в Арктическом совете снизили возможности политического диалога. Это открыло другой путь для Китая, и он сохранил экономические и научные взаимодействия, особенно с Россией.

Однако в российской политике одновременно усилилась дискуссия о необходимости избегать чрезмерной зависимости, поддерживать баланс и технологический суверенитет. Поэтому взаимодействие стало более прагматичным. Москва ищет партнёров в Индии, на Ближнем Востоке, а Китай действует аккуратно, избегая доминирования, но укрепляя своё присутствие.

Несмотря на политические ограничения, китайское участие не сократилось. Напротив, форма сотрудничества стала практичной. В 2022 году торговый оборот между Россией и Китаем возрос. Китай активно участвует и продолжает присутствовать в регионе.

Важно понимать, что после 2022 года Россия, крупнейшая арктическая держава, оказалась частично исключена из международных программ. Вся система климатического мониторинга стала менее полной. Без российских данных невозможно объективно оценивать такие вопросы, как выбросы метана или состояние биоразнообразия. Поэтому Пекин, Китай может играть роль стабилизатора в этом регионе.

В заключение я пришла к следующему выводу. В своём исследовании я хотела показать, что Китай строит своё участие в Арктике не только как экономическую стратегию - он получает экономические выгоды в этом регионе, используя экономические средства. При этом восстановление полноценной работы Арктического совета становится ключевым условием будущего сотрудничества.

При участии всех восьми арктических государств можно восстановить баланс интересов и возродить доверие. Такое обновление будет выгодно для продолжения научной и экономической активности. Для России это укрепление позиций, для западных стран - возвращение к моделям, основанным на науке, доверии и ответственности. Это всё, что я хотела сказать. Спасибо за внимание.