Желание взять под контроль различные регионы не покидало ни одно государство. И Арктика является одной из наиболее животрепещущих и чувствительных тем современной международной повестки милитаризации и военно-политической конкуренции. Этот регион, долгое время ассоциировавшийся исключительно с наукой и климатом, стремительно превращается в арену геополитического соперничества, что требует особого внимания со стороны международного экспертного совета.
Стратегическое значение Арктики.
Арктика обладает тройной стратегической ценностью, которая и питает нынешнюю конкуренцию. Экономическая – регион хранит колоссальные запасы углеводородов и редкоземельных металлов. Таяние льдов открывает доступ к этим ресурсам, а также к новым морским путям.
Транспортная – северный морской путь и потенциальный северо-западный пароход сокращают время доставки между Европой и Азией. Контроль над этими маршрутами – это стратегический актив.
Военно-политическая: Арктика – кратчайший путь для размещения и использования систем стратегического ядерного сдерживания, а также для проецирования военной мощи между ключевыми игроками. Конкуренция в Арктике в первую очередь разворачивается между Россией и странами НАТО, в частности США, Норвегией и теперь новыми членами Финляндией и Швецией.
Россия рассматривает Арктику как зону своих жизненных национальных интересов и имеет самую протяженную арктическую береговую линию. Активно восстанавливаются и модернизируются, ряд военных баз и аэродромов вдоль СМП, такие как арктический трилистник (Земля Франца Иосифа), северный клевер (Новосибирские острова). Северный флот является основной стратегического сдерживания и обеспечения безопасности СМП. В его составе атомные подводные лодки, являющиеся критически важным компонентом ядерной триады.
Создание и обновление мощнейшего в мире атомного ледокольного флота не только поддерживает гражданское судоходство, но и обеспечивает возможность круглогодичного военного патрулирования. В странах-членах НАТО (США и их союзники) воспринимают российскую активность как вызов и также, наращивают свое присутствие. Расширение НАТО: вступление Финляндии и завершение процесса вступления Швеции, кардинально меняет военно-политический ландшафт. Теперь практически вся европейская Арктика за исключением России находятся под контролем стран-членов Альянса.
Регулярно проводятся крупные многонациональные учения, такие как Arctic Challenge, для обработки боевых действий в экстремальных условиях. Развертывается инфраструктура, укрепляются и модернизируются ключевые объекты, например, американская авиабаза Туле в Гренландии.
Обсуждается возможность размещения элементов ПРО в новых странах-членах НАТО. Эта милитаризация проводит к росту напряженности, проявляющейся в нескольких ключевых аспектах:
Дилемма безопасности. Усиление военной мощи одной стороны неминуемо ведет к симметричному ответу другой, создавая дилемму безопасности, где действия по укреплению собственной защиты воспринимаются как угроза.
Права и статус СМП. Россия настаивает на своем праве устанавливать правила судоходства по СМП, в то время как США и НАТО считают его международным проливом и оспаривают ограничения на военные корабли.
Инциденты и риски. Рост частоты патрулирования в учении увеличивает риск непреднамеренных инцидентов, которые в условиях низкого уровня доверия могут быстро перерастать в кризис.
В перспективы сотрудничества. Несмотря на военно-политическую конкуренцию, очевидно, что Арктика пока остается регионом, где сохраняются каналы диалога и объективная необходимость в сотрудничестве. Арктический совет, хоть его работа и была приостановлена, остается критически важной платформой для решения общих проблем, таких как изменение климата, безопасность судоходства, а также поиск и спасение.
Экологическая уязвимость. Все арктические государства сталкиваются с уникальными и общими экологическими вызовами. Это может стать мягкой силой для возобновления конструктивного взаимодействия. Несмотря на напряженность, ни одна из сторон не заинтересована в прямом военном конфликте в регионе. Военный потенциал таким образом выполняет функцию сдерживания наступательных действий.
Выводы и рекомендации. В заключение я хочу добавить, конечно, военно-политическая конкуренция в Арктике – это объективная реальность, обусловленная стратегической значимостью региона. Наш экспертный совет должен рекомендовать деэскалацию риторики, уход от агрессивной милитаристской риторики в публичном поле. Возобновление диалога; постепенное восстановление рабочих групп в рамках Арктического совета по техническим и экологическим вопросам, не связанным с высоким уровнем политики; механизмы предотвращения инцидентов; создание или восстановление военно-коммуникационных каналов для снижения риска непреднамеренных столкновений.
Арктика – это не поле битвы, а общий дом, будущее которого зависит от нашей способности сбалансировать национальные интересы с глобальной ответственностью. Спасибо за внимание.