Доклады
12-12-24 08:53
Гао Тяньмин (Василий) Директор Центра исследований России, директор Центра исследований синей экономики Арктики Харбинский инженерный университет
Роль российско-китайского научно-технического сотрудничества в освоении Арктики

Меня зовут Василий, я являюсь научным сотрудником нашего Центра исследований синей экономики Арктики, Харбинский инженерный университет. И от имени профессора Гау я хотел бы поблагодарить уважаемых организаторов конференции за приглашение выступить, за возможность поделиться нашим видением перспективных направлений российско-китайского научного и технического подпольничества в Арктике.

Отношения России и Китая в Арктике развиваются. Недавно прошло первое заседание под комиссией совместной по развитию северного морского пути. И вообще в арктической политике Китая подчеркивается, что китайский капитал, технологии и знания, опыт, они будут играть важную роль в расширении сети морских путей в Арктике, а также в социально-экономическом развитии арктических территорий. И одновременно Китай фокусирует внимание на усилении взаимодействия по обеспечению рационального природопользования в Арктике, развитие зеленой энергетики, проведение передовых исследований в области экологичного освоения арктических ресурсов.

Но освоение ресурсов Арктики и реализация инвестиционных проектов, они, конечно же, активизировали использование СМП. В 2002 году транзитный грузопоток на маршруте, он упал практически на 90%, но по итогам прошлого года восстановился и составил 6% общего грузооборота. Но, тем не менее, более 90% судов, которые на СМП присутствуют, конечно же, суда под российским флагом. И на фоне роста общего числа судов, присутствие судов под иностранными флагами в Российской Арктике увеличилось незначительно. В отдельные годы даже снижалось. Всего в рассматриваемые последние десятилетия за разрешениями на вход в акваторию СМП обращались сюда 45 стран. Если не брать судовладельческие гавани под флагами, которые ходят сюда по всему миру, то наиболее активно наращивает свое присутствие на СМП именно китайские судовые компании.

И в прошлом году судам из континентального Китая и специального административного района Гонконг было выдано 22 разрешения на проход по СМП. И по итогам прошлого года Китай занял пятую часть от общего числа иностранных судов на СМП, тогда как 10 лет назад доля Китая была немногим более 6%. Но и учитывая беспрецедентно тесные сегодняшние отношения между нашими странами в различных областях, налицо и, конечно же, общий интерес и в Арктике.

В арктической стратегии Китая приводится довольно широкий спектр направлений арктических исследований, которые являются приоритетными для страны. Вот они на слайде перечислены. От геологии до грузоперевозок, судостроения и морской техники. И мы можем видеть, что с российскими приоритетами и задачами, вот такие китайские приоритеты, они довольно тесно пересекаются. Для России также важны разработка и внедрение технологий различных, и проведение исследований природных явлений, техногенных явлений, и совершенствование инженерной инфраструктуры, внедрение новых технических решений в Арктике. И если мы будем смотреть более конкретно на план развития инфраструктуры СМП, то здесь мы видим, что имеются 11 видов приоритетов по наземной, морской, воздушной, промышленной инфраструктуре и так далее.

Перспективные области российско-китайского сотрудничества нами видится вот следующее направление - это разработка месторождения природных ресурсов, это коммерческая грузовая навигация, машиностроение, энергоснабжение, средства связи, системы и аппаратура контроля и управления испытаниями, специальной конструкции материалы для использования в полярных условиях. Конечно же, возможности для сотрудничества ограничены вопросами и национальной безопасности, и двойным использованием различных чувствительных технологий, и сегодня это, конечно же, санкции, которые очень значительный негативный эффект оказывают. Поэтому мы считаем, что вот такие практические вопросы сотрудничества, наша тема сегодня это научная дипломатия, и мы считаем, что возможно опробовать вот такие варианты сотрудничества в формате совместных научно-исследовательских центров. Буквально несколько примеров. На этом слайде и на следующем будут приведены по тем центрам, которые созданы и работают, в том числе с участием нашего университета, китайско-российский инновационный центр развития морской техники между отраслевым центром Маринет и нашим филиалом в городе Янтай, российско-китайский арктический исследовательский консорциум, где мы сотрудничаем с САФУ, сотрудничество с Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом в рамках совместной российско-китайской лаборатории полярных технологий, в рамках инициативы один пояс - один путь, и вообще на базе вот Масштабные научные инфраструктуры по арктической науке и технологиям, которые уже имеются сегодня на базе нашего вуза и других университетов в Харбине, планируется создать международный исследовательский центр в Харбине и вообще на северо-востоке Китая.

В рамках подкомитета по научно-техническому сотрудничеству, как представитель китайских научных и образовательных организаций, наш университет продвигает флагманскую миссию сотрудничества по проекту международно-арктической станции «Снежинка».

И перспективные направления сотрудничества здесь включают и новую энергетику, и робототехнику, и телекоммуникацию, и системы искусственного интеллекта, и многие другие направления. И, конечно же, обмен исследователями, обмен талантами, обмен результатами исследований также планируется. Судя по темпам развития российско-китайских отношений, можно надеяться, что перечень направлений будет расширяться и целесообразно выстраивать механизмы сетевого взаимодействия между российскими, китайскими университетами, научно-исследовательскими организациями, коммерческими организациями. И формат таких совместных исследовательских центров, как нам кажется, будет способствовать сближению позиций Китая и России, пониманию потребности двух стран, лучшему пониманию друг друга, лучшему пониманию взаимных интересов и выработки конкретных механизмов для взаимовыгодного сотрудничества.