Перераспределение значимости макрорегионов в глобальном комплексе безопасности привело к росту интереса крупных держав к Арктике. Интенсификация судоходства по северному морскому пути, активная разведка и добыча углеводорода превратили Северный полюс в один из центров соприкосновения стратегических интересов как приарктических стран, так и государств, не имеющих территорий на Севере.
Одним из шагов в этом направлении, безусловно, стало закрепление в Кирунской декларации по случаю Восьмой Министерской сессии Арктического совета статуса постоянного наблюдателя для Китая, Сингапура, Японии и Южной Кореи в 2013 г.
Одним из крупных неарктических государств, заявивших о своих интересах в Арктике, стал Китай. Долгосрочные и текущие цели КНР, а также принципы деятельности в этом регионе оформлены в официальной арктической стратегии, опубликованной в феврале 2018 г.
Принятие официального документа стратегического характера относительно политики в отдаленном географически регионе стало закономерным результатом реализации «кросс-региональной дипломатии». Согласно «белой книге», стратегическая задача КНР – стать полноправным участником «арктического процесса» для вовлечения в процесс формирования международных институтов управления регионом.
В выпущенном в ноябре 2017 г. докладе «Unconstrained Foreign Direct Investment» американских аналитиков из Center for Naval Analyses Китай отмечен как крупнейший инвестор в арктические страны. Авторы доклада предлагают рассматривать китайские инвестиции как угрозу международной стабильности Арктики, так как, по их мнению, «Китай использует финансовые инструменты для достижения геостратегических целей и не считается с правилами инвестирования». Так, в 2012 г Пекин заключил соглашение о развитии взаимной торговли и активно инвестирует в минеральные месторождения на территории Исландии, обеспечивая тем самым как доступ к стратегическим ресурсам, так и политическую поддержку своих амбиций в Арктике.
Несмотря на оценки некоторых западных экспертов, Китай не стремится к радикальным изменениям в структуре международных отношений в регионе. Подтверждая приверженность существующим международно-правовым нормам участия в развитии Арктики, Китай подчеркивает их хрупкость и несовершенность. Китайское руководство заинтересованно в стабильном развитии региона, так как это является залогом реализации экономических мегапроектов в Арктике с участием китайского капитала. Пекин декларирует необходимость усиления международной ответственности за развитие региона, рассчитывая получить дополнительные «рычаги» влияния на международно-политические процессы в Арктике.
Укрепились позиции в Арктике другой страны из Азии - Южной Кореи. Коммерческие интересы Сеула связаны со строительством газовозов и иных судов, приспособленных к арктическим условиям. Несмотря на близкие отношения с США, Сеул не намерен прекращать сотрудничество с Россией в отношении арктических проектов. Так, 22 июня 2018 г. между Россией и Республикой Кореей подписаны ряд соглашений, касающихся участия южнокорейских компаний в проекте «Арктик СПГ-2» и развития транспортных возможностей северных территорий.
Южная Корея все активнее включается в публичные дипломатические обсуждения перспектив Арктики. В декабре 2018 г Сеул примет крупнейший арктический форум «Arctic Circle», на котором озвучит вопрос о включении неарктических держав в процессы принятия решений Арктического совета и иных международных площадок. Этот тезис находит поддержку у других азиатских стран, недовольных положением в международных институтах, – Японии и Китае. В этой связи в обозримой перспективе возможно формирование единого политического блока азиатских государств в Арктике. Однако, их пересекающиеся экономические интересы в Арктике сдерживают эти процессы. Также в декабре 2018 г. в Сеуле планируется провести заседание Арктического экономического совета.
Азиатские страны заинтересованы в инвестировании и кредитовании строительства объектов в Арктике. Так, СПГ-проекты привлекают японские банки Sumitomo Mitsui и Tokyo-Mitsubishi. Кроме того, японские компании Mitsui & Co и Mitsubishi даже в условиях санкций заинтересованы в поставке технологий для нефтегазовых проектов в Заполярье.
Арктическая политика Сингапура стала более сдержанной и прагматичной. Несмотря на публичные выступления депутата Д. Чу (D.Choo) об угрозе статусу Сингапура как глобального хаб-порта в будущем, Министерство транспорта Сингапура выразило сомнение в том, что Севморпуть в обозримой перспективе станет главным международным транзитным маршрутом.
Нужно отметить также, что арктическая политика азиатских стран дополняется антарктической, образуя более комплексную полярную стратегию. Азиатские страны прогнозируют, что к середине XXI века может произойти трансформация институтов глобального управления регионами мира и к этому моменту они намерены занять стратегические позиции на обоих полюсах. Именно Арктика и Антарктика, как ресурсные «кладовые», будут поделены на сферы влияния между крупнейшими державами.
Анализ стратегий азиатских стран позволяет заключить, что интерес к Арктическому региону детерминируется экономическими перспективами его освоения. При этом наблюдается тенденция формирования азиатского «блока» в отношении Арктики во главе с Китаем. Пекин в перспективе видит себя «полярной сверхдержавой» и уже сейчас наращивает инфраструктурные возможности, а также технологический и кадровый потенциал для участия в освоении как Арктики, так и Антарктики. Как одна из ведущих мировых держав, КНР ставит задачу играть важную роль в формировании международных институтов в этих регионах. В случае возникновения споров между западными странами и Россией Китай намерен выступить «нейтральной стороной». Эта стратегия баланса между интересами арктических стран заложена в основу полярной политики как Китая, так и других азиатских стран.