Статьи
10-05-17 08:23
Горнова Анна Михайловна, Руководитель проекта "Морские порты Информ-24"
Экология судоходства в акватории Севморпути

Потенциал арктического шельфа и возможность сокращения транспортных маршрутов привлекают интересы ведущих стран в Арктику, которая становится буфером между основными мировыми центрами, полигоном территориальной, ресурсной и военно-стратегической игры. Геополитика, изменение климата и развитие технологий формируют реалии и перспективу развития мирового судоходства.

По данным РАН за 2016-й год общий грузопоток на Севморпути превысил 7 млн. т, а по всему  Северному морскому транспортному коридору – 18 млн.т. К 2025 году эта цифра может достигнуть 75 млн.т. в год. При этом объём международных транзитных перевозок за 2016 г. составил 240 тыс.т. По прогнозам экспертов к 2020 г. пропускная способность СМП может возрасти до 30 млн.т. Общий потенциал этой транспортной артерии эксперты оценивают в 50 млн. т. в год. Масштабные планы по освоению Арктики неизбежно приведут и к увеличению объёмов промышленного строительства в арктических зонах.

В этих условиях Севморпуть становится стратегической точкой роста судоходной отрасли. И задача международного сообщества, стран арктической восьмёрки - позаботиться о чистоте и экологии акватории СМП. На этом направлении можно выделить несколько основополагающих элементов – это эффективная организация лоцманского обслуживания, организация системы аварийно-спасательного обеспечения и основные тренды по сокращению выбросов с судов. Потенциальную угрозу для окружающей среды Арктики представляют ядерные  энергетические установки на борту атомных ледоколов, а также крупнотоннажные  нефтеналивные танкеры, газовозы и химовозы.

Одним из основных элементов экологической безопасности является эффективная организация лоцманского обслуживания на трассе и в портах Севморпути.  Лоцманская проводка судов осуществляется с целью обеспечения безопасности мореплавания и защиты морской среды. В суровых арктических акваториях работают ледовые лоцманы. Практика показывает, что суда, следующие на трассу СМП нуждаются в квалифицированной помощи опытного ледового советника вне зависимости от того следует судно в караване за ледоколом или находится на участках с разрешённым самостоятельным плаванием. Экипаж судов, следующих на трассу СМП, часто на практике не имеет опыта ледового плавания. При этом компании – судовладельцы, строя суда с высокими ледовыми усилениями рассчитывают на эффективную эксплуатацию  судов с учётом их возможностей, но в неумелых руках дорогостоящая техника превращается в источник повышенной опасности для Арктического региона. И ни один тренажерный комплекс не способен заменить опыт ледового лоцмана.  Как правило, при заходе в арктический порт на смену линейному ледовому лоцману, который осуществляет проводку на подходах и на трассе СМП, приходит другой - портовый лоцман, который  встречает судно уже на подходе к порту. Наличие у лоцманов опыта, надлежащей квалификации и соответствующего уровня подготовки на судах различного тоннажа минимизирует риск ледовых повреждений и аварий.

Лоцман выполняет публичную международную функцию, поднимаясь на борт иностранного судна, первым встречая судно на подходе к порту. России предстоит сформировать единый подход к обеспечению трасс СМП своими линейными ледовыми лоцманами в части совершенствования системы их подготовки, аттестации, дипломирования и сертификации, а также установить районы обязательной и необязательной лоцманской проводки в арктических морях и портах РФ. Очевидно, что на данном направлении есть потенциал развития. Результатом работы лоцманских служб является отсутствие аварий и оперативность в рамках обеспечения технологического процесса отгрузки тоннажа в портах.

Наращивание судоходства на Севморпути, рост грузооборота северных портов даст толчок к совершенствованию и эволюции лоцманского обслуживания в Российской Федерации в целом, создаст предпосылки к созданию единой национальной лоцманской службы, имеющей в своём распоряжении специализированный флот и средства доставки лоцманов различных видов в зависимости от климатической зоны, а также центр подготовки лоцманов.

Международная конкуренция высоких экологических стандартов и построенный в соответствии с ними дорогостоящий флот в будущем приведут к сертификации лоцманских организаций в соответствии с разработанными национальными стандартами. Мировая практика показывает, что в большинстве приморских государств действует единая национальная лоцманская служба, деятельность которой регулируется отдельным законом.

Формирование на СМП самоокупаемой арктической транспортной системы, обеспечивающей непрерывный безопасный процесс транзита и обработки тоннажа, приносящей доход государству – задача предстоящих лет. Проход судов по СМП и российской части Арктики  необходимо взять под жёсткий контроль. Преференции могут быть рассмотрены в отношении прибрежных стран Северного Ледовитого океана, которые будут обеспечивать экологический мониторинг климатических изменений, важный для всего человечества.

Суровые условия арктического плавания и объёмы запланированных танкерных перевозок по СМП обязывают акцентировать внимание на конструкционных и технических особенностях эксплуатируемых специализированных нефтеналивных судов, которые позволят предотвратить либо минимизировать потенциальные разливы нефти и нефтепродуктов при возникновении аварийных ситуаций. При этом отдельной задачей является создание  эффективной системы аварийно-спасательного обеспечения. Из-за удалённости районов, экстремальных температурных режимов и льдов спасательные операции и очистка акваторий становятся сложными и высокозатратными. С продолжением потепления в Арктике потребуется защита возведённых в море сооружений от дрейфующего льда.

Ещё одним экологическим трендом является сокращение выбросов с судов. В сентябре 2017 г. вступает в силу Международная конвенция по контролю и управлению судовыми балластными водами и осадками. С 1 января 2015 г. на Балтийском, Северном морях, в районах побережья Канады и США, в том числе северного побережья Мексиканского залива вступили в силу ограничения по содержанию серы в судовом топливе – не более 0,1% по массе в любом жидком топливе (зоны контроля выбросов оксида серы – SECA Sulphur Emission Control Areas). В перспективе эту планку предполагается снизить до 0,5%. Введены в действие ограничения по оксидам азота для всех судов, заложенных после 1 января 2016 г., работающих в зонах контроля выбросов оксидов азота NECA (Nitrogen Emission Control Areas) – в территориальном море в районе Карибского бассейна США, у побережья Канады. C 2021 г. районами NECA объявлены Балтика и Северное море. В дальнейшем перечень зон контроля выбросов будет расширяться.