Доклады
12-12-24 09:21
Пилясов Александр Николаевич, профессор кафедры социально-экономической географии зарубежных стран Географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, д.г.н., професссор¸ Генеральный директор АНО «Институт регионального консалтинга»
Перспективы сотрудничества с Китаем в Арктике

Значит, дорогие коллеги, я считаю необходимым, во-первых, поблагодарить за приглашение на вашу очень представительную конференцию. И, как вы поняли, как вы сказали, мужественных людей, наших иностранных партнеров, которые принимают в ней участие, вижу свою задачу в том, что очень коротко в научный дискурс авторитетных ученых, присутствующих на данной конференции, ввести несколько идей для обсуждения. Ну а название «Перспективы сотрудничества России и Китая в Арктике» является для меня возможностью выйти на обсуждение этих идей с вами.

Недавняя конференция, посвященная столетию Океанического университета в Циндао, показала, что наши китайские партнеры видят взаимодействие с Россией в Арктике несколько иначе, чем мы, что вполне естественно. Но я хотел бы сакцентировать внимание на том, как они нас видят и как они видят сотрудничество с нами, чтобы у нас была в этом плане определенность вот данный рисунок взятый у китайского партнера на презентации показывает очень хорошо, что наши китайские партнеры видят взаимодействие с Россией всегда с прицелом или прищуром на Соединенные Штаты, то есть имеет место, на самом деле, треугольник то есть есть одна сверхдержава, как вы читаете, и есть две сильных державы которые вместе сотрудничают в Арктике, но китайцы обязательно видят при этом присутствие и Соединенных Штатах. Вот это, значит, обязательно нам надо учитывать, что наше видение сотрудничества, оно существенно отличается от китайского. Это сразу нас убережет от некоторых разочарований, от разночтений и так далее. Если мы исходно для себя это признаем.

Значит, какой же взгляд России на сотрудничество с Китаем и почему важно утверждать это видение? Я считаю его стратегическим. Сегодня мы слышали разговоры о полицентричном мире. Дорогие коллеги, мне пришлось провести небольшое исследование полицентричности. Выяснилось, что она была и в средние века, она была и в начале нашей эры, полицентричность. Она была и в 18, и в 19 веках. Это не есть что-то новое.

Полицентричность, т. е. одновременное присутствие в одну историческую эпоху несколько стран-цивилизаций, оно было практически всегда, за исключением, может быть, последних 30 лет, когда утверждалась диктатура одного гегемона, да и то при этом существовали другие, может быть, чуть послабше, но тоже вполне влиятельные страны-цивилизации. Таким образом, полицентричность есть постоянно присутствующий в истории человечества феномен, а не то, к чему нам надо стремиться.

Почему это важно разъяснить? Да потому что тогда возникает вопрос а что же мы в России можем предложить вместо видения полицентричности, которое оказывается вовсе и не видение, а было у нас всегда с человеческой историей. А можем мы предложить из России новое видение глобализации не англосаксонской, а глобализации, учитывающей интересы России, Китая, глобального Юга или мирового большинства, как мы любим теперь говорить. Я хочу предложить этот дискурс многоуважаемому экспертному сообществу конференции, как бы нам от уже немножечко такой.. Ошибочного видения будущей полицентричности как идеала, которое оказывается было всегда, видеть этим желаемым будущим новую модель глобализации, которую мы с Китаем, глобальным Югом можем в нашей Арктике строить.

Вы скажете: Не смешно ли российскую Арктику превратить в полигон строительства новой модели глобализации? У нас тут целый мир, а он предлагает Арктику! Но мировая история показывала, что эта глобализация никогда вдруг как чертик из бутылки не возникала, а всегда возникала малыми делами, на каких-то площадках сначала, изменением транспортных маршрутов, а потом “бац” и новая модель глобализации. Ну и вот все сходится: новый маршрут - ну вот вместо Суэца Северный морской путь, новые проекты в Российской Арктике, новые опорные пункты этой глобализации - ну вот вам Норильск. Теория малых дел. Да, малых дел, где опорной платформой для этой модели глобализации выступает российская Арктика, точнее ее азиатская часть, где Россия является полноправной и единственной хозяйкой.

Но это означает грандиозную задачу, альтернативные структуры создавать в этой территории, в том числе и сегодняшним Арктическим Советам и так далее, создавать реальные новые институты глобализации с мировым глобальным Югом здесь, на этой площадке. То есть здесь есть полная свобода рук у России и приглашаемых ею партнеров.

Конечно, когда мы изучаем историю мировую, то мы видим, что всегда новая модель глобализации возникала как бы исподволь. Новые транспортные пути, вместо Средиземного моря Атлантика, вместо Атлантики Тихий океан, Суэц, но также вот Северный морской путь “вместо”, как вариант коридора, который для новой глобализации подходит как раз. Ну и вот получается, что работая по таким элементам отдельным мы формируем новую целостную картину в итоге, если только мы понимаем, что все эти элементы работают на неё, на эту новую системную целостность. Но здесь у меня написана агитация, можно сказать, за эту новую модель глобализации, ее контуры, вы все читать умеете, смысла повторять то, что я написал, продумал, выносил, хочу вам доложить не вижу.Слайды, надеюсь, у вас останутся.

Северный морской путь, конечно, первый и ключевой элемент новой модели глобализации. Потому что, еще раз повторю, всегда смещение транспортных маршрутов предвосхищало появление новой модели глобализации. То есть когда наши руководители борются за его активное использование, в том числе транзитное, они работают на приближение новой модели глобализации, не англосаксонской, где глобальный юг, где Россия, Китай и т. д.

Преимущества очевидны. Если Вы побывали в Канаде, то вы знаете, что там с северо-западным проходом дела существенно хуже в смысле по льдам, в смысле по таянию их и потеплению глобальному тоже. То есть потепление хотя и глобальное, но как-то так получается, что в канадском секторе оно существенно медленнее, чем в российском то ли нам мелководье помогает, то ли наши горячие сердца, но факт есть факт в российском секторе потепление идет существенно скорее, существенно и это значит, что Северный морской путь освобождается ото льда существенно быстрее, чем Северо-Западный проход это наше преимущество, но есть и недостатки - это конечно мелководье тоже надо сказать. Преимущество еще, что есть у нас порты на этом маршруте, которые можно как раз и задействовать с прицелом на вот эту самую будущую новую модель глобализации. 

Есть конкретные предложения, как со странами глобального Юга использовать этот наш арктический судоходный путь, где Россия практически является единовластной хозяйкой по состоянию на сегодняшнее время в интересах новой модели глобализации. Я хочу вам подчеркнуть, что Севморпуть не просто для международного транзита, как часто мы говорим, не просто для того, чтобы грузы бегали, как электрички, как говорит наш вице-премьер Трутнев, чтобы сюда ходили как электрички по Севморпути. Но Севморпуть для того, чтобы приближать новую модель, не англосаксонскую модель глобализации, с Китаем и глобальным Югом вместе с Россией, как ключевыми в ней игроками.

Ну здесь вот наши китайские товарищи рассказывают, что изменилось, как возникают новые частные компании, которые уже в Архангельск ходят из Шанхая по этому самому северному морскому пути, я использую это просто как аргумент за то, что уже, что называется, ситуация сдвигается. И каждый год рекорды, вы знаете, по навигации по северному морскому пути, об этом говорить не буду, это вещи и истины тривиальные.

Вторым элементом этой новой модели глобализации, конечно, являются ключевые проекты, которые Россия должна реализовать вместе с Китаем, со странами глобального Юга, и худо ли бедно, конечно, при противодействии англосаксонской группы стран это все же осуществляется. Это важно, потому что понятно, что модель глобализации только на транспортной пути базироваться не может. Нужны проекты и опорные пункты, опорные города, порты, которые будут эту модель поддерживать. Здесь вы видите перипетии наших проектов, прежде всего СПГ, флагманских проектов, сколько здесь чинят препятствий и как трудно и драматично разворачивается борьба за сохранение их жизнеспособности и за их конкурентоспособности. Можно только восхититься нашими предпринимателями, которые в этих жестких условиях продолжают осуществлять эти проекты и сохраняют их жизнеспособность и сохраняют их, в общем, как бы сказать, на плаву. Это, конечно, можно сказать, сегодняшняя креативность в условиях санкций поддерживать жизнестойкость этих проектов, идя против течения могущественных многочисленных санкций.

Это, что называется, хроника битвы. Я бы сказал, она может быть не меньше, чем ту, которую мы ежедневно слушаем по радио на СВО, потому что это тоже битва, что называется, довольно жестокая, которая, однако, в общем, к противной стороне победам не приводит.

Конечно, еще один элемент этой новой модели глобализации. Это опорные пункты, то есть это уже не платформа, а локализованные точки, на которых может она реализовываться, развертываться или демонстрировать свои плоды, первые плоды. Еще раз подчеркну, глобализация на мир сразу вдруг чертом из бутылки не возникает. Она укореняется на отдельных площадках, а потом тиражируется, масштабируется на остальной мир. Это происходит не за день, не за ночь, - постепенно, постепенно. И вот, повторю, Арктика Азии России является хорошей платформой, площадкой для того, чтобы этот процесс развертывать коллективными усилиями. Но, конечно, и проекты, и города в этом плане серьезное подспорье и серьезная опора для такой новой модели глобализации. Но Норильск, как самый крупный город, конечно, имеет здесь особое значение в Арктике, потому что, 200 тысяч, таких арктических городов практически в мире почти и нету. А в России, так в азиатской ее части, это, конечно, в общем, уникально. У нас в европейской части есть Мурманск-Архангельск, а в азиатской части у нас один Норильск. То есть на той платформе, где мы с вами хотим разворачивать новую модель глобализации, у нас по сути есть один Норильск.

Почему Норильск, а не что другое? Крупнейший город. Ну и потом мы поворачиваем к Азии. Ну так вот у нас город в Азии есть которому необходимо дружить с азиатскими странами, как драйверами новой модели глобализации. Ну и Китай, Индия, конечно, этими драйверами выступают. Ну а в Азии расположен наш Норильск. То есть юг Азии и север Азии, вот вам и через Норильск установление мостов сотрудничества и связи. Ну и кроме того, Норильск, конечно, перерос уже свой комбинат, его талантливое место – его существенная для Арктики численность населения, они востребуют новых ролей, новых функций Норильска для страны, как федерального центра России в Арктике Азии.

Ну, здесь вот предложение такое, оно нашим скандинавским товарищам, наверное, не понравится, но это можно высказать, и я думаю, что за этим предложением будущее. Значит, мы все знаем с вами про Arctic Frontiers. Даже можно детский вопрос задать. Ну-ка поднимите руки, кто на Arctic Frontiers не бывал в Трамсё. Да, наверное, все бывали. Или почти все из собравшихся там были. Ну, так вот мы и предлагаем. А у нас будет Arctic Frontiers в Азии, в Норильске. И мы там тоже каждые два года будем проводить конференции. Крупный город. Харпу можно там построить. Пику, Рикьявику, как в Рикьявике, но только можно похожую, сопоставимую, чтобы там была место-площадка для таких встреч с азиатскими партнерами из Индии, Китая, Вьетнама и так далее. Место встречи Северной и Южной Азии, Норильск.

Ну и завершаем. Значит, конечно, у нас уже выдвигаются документы новой глобализации, и китайскую белую книгу можно в полном праве засчитать этим документом. Там говорится уже о новых ценностях, которые нужно в обмен на рыночные выдвигать теперь, взамен рыночных англосаксонских ценностей глобальных рынков. Там говорится и о том, что сотрудничество Китая и России важно. Но я предлагаю смотреть на него не узко, что мы это для транзита, для комплектующих. Мы сотрудничество Китая с Россией в Арктике должны видеть именно как драйвер новой модели глобализации, как тот центр, который эту глобализацию приближает. То есть смотрите, сотрудничество - драйвер, Арктика Азии - платформа, Норильск  - ключевой город для этой самой глобализации. Вот все сходится. Про проекты я уже говорил вам и про Севморпуть как новую магистраль, которая в этом направлении как раз становится альтернативой Суэцу в перспективе тоже. То есть еще раз, речь идет о системном демонтаже старой модели с включением всех описанных мною элементов. И только вместе, вместе все эти элементы могут формировать ту модель, картину и тот процесс, о котором я говорил в этой презентации. Спасибо за ваше внимание.