Доклады
12-12-24 09:20
Котов Александр Владимирович, ведущий научный сотрудник Отдела страновых исследований Института Европы Российской академии наук, зав. сектором экономики ФРГ Центра германских исследований
Арктическая политика Германии в балтийско-скандинавском макрорегионе

Уважаемые организаторы и коллеги, добрый день! Мы остаёмся в пределах европейского региона, и мой доклад будет посвящён политике Германии в Балтийско-Скандинавской части Европы. Он подготовлен совместно на основе аналитического материала с Владиславом Борисовичем Беловым, который приветствовал в первой сессии нашу конференцию.

Почему Германия, хотя страна - наблюдатель и не имеет никакого окошка, форточки в Арктическом пространстве? Страна достаточно регулярно обновляет свои арктические стратегии. Вот, буквально, 18 сентября была представлена третья версия. Очень много интересов Германии сейчас появляется в контексте украинского конфликта. Под этой эгидой Германия проникает различными инструментами в Арктику. Упор в части нашей основной тематики научной дипломатии идет на реализацию повестки ООН 2030 - цель устойчивого развития, но парадокс возникает в том, что Германия заморозила, отказалась от всех проектов с Россией. Это было одно из самых больших европейских научно-образовательных партнерств от Восточно-Сибирского моря до работы с университетами Петербурга. То есть это практически все сейчас осталось просто в былом.

Сейчас возникает вопрос с точки зрения безопасности России. Когда возникнет возможность активизации контактов - кто начнет среди Европейцев? Будет ли это Германия, что весьма вероятно, будет ли это Италия, у которой тоже есть традиции, как страны-наблюдателя? Поэтому с точки зрения германской экономической стратегии в Арктике, мы должны понимать их жесткую сцепку со стратегией США. Национальная стратегия и стратегия минобороны очень нацелены на противодействие России: это и военная безопасность и противодействие реализации инвестиционных проектов и транспортному освоению. Есть отдельные моменты, связанные с противодействием в сфере социальной - коренным малочисленным народам. Есть тенденции по нарушению суверенитета России над Северным морским путем. Поэтому, если мы отталкиваемся от германской актуальной политики, то надо сказать, что в стратегии Национальной Безопасности 23-его года Арктика не была упомянута, а в стратегии актуальной Арктика была охарактеризована, как место конфликтов. Действительно, некоторые страны также заявляют в своих программных документах, звучит в выступлениях экспертных уважаемых сообществ, что ушла эпоха сотрудничества.

Очень большую работу по арктической экспертизе ведут оппозиционные фракции в Бундестаге - ХДС и АдГ. Здесь были выполнены ряд работ, записок, депутатских запросов, затрагивающих вопрос северо-восточного фланга НАТО. Это становится темой значительно важной для германской внешней политики. Но стоит понимать, что это делается с учетом интересов еще и именно чисто Германских, которые прикрываются интересами помощи украинскому режиму. МИД ФРГ заявляет, что Германия является центральным оплотом в обеспечении европейской безопасности, в том числе по арктическому вектору и поддержит своих партнеров по ЕС и НАТО.

Вчера был Арктический семинар, рассматривалась проблема Ямала. Германия здесь связана с Арктикой через поставки СПГ, который, несмотря на все решения немецкого руководства, проникает в Германию через терминалы во Франции, Бельгии и Нидерландах. Последняя новость - когда терминалы СГ были построены на севере Германии - германское министерство экономики и климата запретило принимать российский СПГ. Потому что это было бы нарушением тогда всех санкционных ограничений. Они строились совершенно для другого.

Кратко, телеграфно скажу, что действительно нужно учитывать фактор США. Берлин и Вашингтон работают здесь как бы совместно. Смотрим, как это взаимодействие развивается. После публикации стратегии Европейское командование США проводило сессию “неделя Арктики”, обучали арктической специфике, территории: как ее понимать, как исследовать, как с точки зрения специалистов, кто занимается военно-стратегическими вопросами, там надо улучшать оперативное взаимодействие.

В эпоху Zeit und Wende, как немцы описывают этот период с 22-ого года, был принят фонд поддержки Бундесвера в районе объемом 100 миллиардов евро. Вначале мы не могли находить никакой информации о том, что конкретно будет расходовано. Но потом появляются интересные сюжеты, связанные не просто с обычными вооружениями, а, например, возникает тема арктических квадроциклов, геодезического оборудования, артиллерийской разведки, которая могла бы работать в условиях полярной ночи. Возникают сюжеты, когда немецкие отдельные части высаживаются на Аляске и тренируются вместе с американскими вооруженными силами, лыжные прогулки, так называемые, и так далее. Поэтому очень сильная эта сцепка. Мы должны понимать, что здесь Германия через США всячески будет дальше проникать в арктические регионы.

И, конечно, вот эта научная часть, она будет в тени. Вот институт Альфреда Вегенера и те объемы научного сотрудничества, которые выделяются в институт, который много работал с нашими коллегами, но это будет пока в тени.

И в то же время растут мощности Кильского завода судостроительного, который ищет через идеи федерального правительства Германии выходы, на Норвегию, на Канаду с темой строительства новых подводных лодок. Поэтому в контексте обновления германских приоритетов, конечно, американские специалисты будут передавать представителям Бундесвера вот этот опыт. Но если мы вспомним, Финляндия вступила в НАТО, то Финляндия как лидер один из мировых строительств и ледокольного тоже флота, то вот эти ледокольные компетенции, они тоже критически важны будут для германской промышленности, прежде всего, конечно, ее оборонного сектора.

Здесь я сказал, что экономика «зеленый переход», научное сотрудничество, конечно, важно для Германии, Эта повестка идет в целом на арктические страны и членов Арктического совета, и наблюдателей. Но здесь фактически на первый план выходит следование хозяйственно-политическим целям Берлина, представление германского подхода как единственного правильного, замедления ресурсного освоения Арктики, не только российского. Здесь можно проследить торможение норвежских инициатив на континентальном шельфе. То, что фактически препятствует экономическому развитию Арктики, как место проживания нашей арктической пятерки.

Коллега, вначале кто-то сказал у нас в дискуссии, что важна борьба за ресурсы, но по расчетам специалистов и наших геологических служб, ресурсы, в принципе, поделены практически полностью в границах национального шельфа, 95% сосредоточено, поэтому, в принципе, они все находятся в зонах национальной юрисдикции.

Поэтому, не имея собственного доступа в ФРГ, утратив взаимодействие научное с российскими центрами, в том числе сибирскими, ФРГ входит в арктическую повестку через готовность заниматься последствиями изменения климата и трансформации судоходных маршрутов. Он считает выигрышным, Берлин, свое решение, в том числе организовать работу в области локальных сообществ. Но это не локальное развитие, инновационное, как в Европе, это в том числе с поддержкой различных вопросов землепользования, которые критически значимы могут быть для внутренней стабильности. И здесь, опять же, возвращаясь к опыту Ямала, мы видим, что эта поддержка, например, в частности, выделение грантов студентам из числа коренных малочисленных народов, кто поступает в университете на Ямале, у нас продолжается, это все старается за рубежом тоже представить немного в другом свете.

Фактор Китая, конечно, очень важен. Стратегия в отношении Китая была также в ФРГ принята. Для ФРГ Китай характеризуется все больше как системный противник и конкурент. Есть определенное давление, которое оказывают сейчас германские власти в попытках преследования китайских студентов в Германии, обвиняя их в шпионаже, в преследовании сети китайских центров «Конфуция». Есть определенное размежевание в экономике, когда крупный бизнес пытается остаться в Китае в интересах, но политически идет как бы расстыковка. Поэтому жесткая позиция Берлина в отношении России, она еще соседствует с такой явной политической озабоченностью в отношении Китая, который, по мнению ФРГ, последовательно усиливает стратегические позиции в Арктике, ну и в том числе и во внутренней повестке против Китая. Сейчас в ФРГ идут определенные вот эти процессы.

Выводы, кратко очень, коллеги. Потепление в Арктике, конечно, идет быстрее, чем в других регионах планеты. Для Германии это выход усиливать и климатическую повестку, зеленую в рамках нынешнего кабинета. В 25-м году, в феврале, будут выборы, Для немецкой экономики критически важен доступ сделать резервным к новым ресурсам, редкоземельным металлам, уйти, постараться уходить от зависимости от Китая, где германская экономика получает практически все основные редкоземельные уклады. И здесь на полях замечу, что для рекомендации нашей конференции я бы добавил, что необходимо учитывать новое экономическое и научное сотрудничество в рамках становления нового технологического уклада, потому что здесь как раз новые научные направления могут быть найдены. Официально ФРГ заинтересована в поддержке устойчивого развития региона в соответствии с международным правом, участием в работе Арктического совета. На мой взгляд, мы не должны забывать Арктический экономический совет, потому что и в Германии есть дружественные предприниматели, которые согласны работать даже в условиях таких ограничений, имеют гражданское мужество, чтобы не терять хозяйственные связи с Россией. Ну а коррелируются эти подходы внешнеполитического ведомства Бербак и, соответственно, американского очень сильно со стратегией США, которая фактически стала таким пробным камнем для того, чтобы немцы уже обновили свою. Есть бюджетные ограничения, но по нашим оценкам арктическое направление будет приоритетно финансироваться в федеральном бюджете, в том числе и по военному вектору. Спасибо.