Это не новость. Кризис затрагивает нас повсюду: Украина, Газа, Ливан, Тайвань и так далее. Мы живём в мире, который повторяется, где, кажется, отсутствуют общие правила. Более того, климатическая проблема продолжает нарастать, и её решение требует международного сотрудничества и деконцентрации власти. Военные действия, безусловно, усугубляют климатический кризис, а изменения климата, в свою очередь, создают серьёзные проблемы в мире, особенно в Арктике.
Эти изменения оказывают значительное влияние на местные экономики, национальные и международные экономики, международные поездки и, что немаловажно, на политику безопасности. Европа имеет давнюю традицию рассматривать Арктику как общую ответственность человечества. Эта философия уходит корнями в XVIII век, о чём свидетельствует переписка между представителями философии освобождения — американцем Бенджамином Франклином и русским Михаилом Ломоносовым.
Сотрудничество продолжалось даже в советский период. Однако сегодня оно поднялось на новый уровень, который кажется очень эффективным. Например, в 1996 году, когда дипломатические контакты были довольно нормальными (по сравнению с нынешними), Атлантический совет сосредоточился на научном сотрудничестве, экономических и экологических проектах, а также на поисково-спасательных операциях. Этот совет был образцовым примером эффективного взаимодействия для взаимной выгоды стран-участниц.
Восемь стран сотрудничали на равных, наряду с несколькими странами-наблюдателями и представителями коренных народов, включая Гренландию. Однако после драматических событий 2014 года, связанных с Украиной, координация с Атлантическим советом продолжалась, но становилась всё сложнее. Основное ухудшение отношений связано с недовольством США ролью Китая в Арктическом сотрудничестве и усилением морского строительства в регионе.
Для России Арктика имеет критическое значение, обеспечивая значительную часть её энергетических ресурсов и транспортных резервов. Арктический регион играет важнейшую роль для российской экономики и безопасности.
В 2022 году Россия контролировала 53% Северного морского пути. Тем не менее, многие страны не входят в это сотрудничество, что ослабляет общий потенциал региона. Атлантический совет как модель международного сотрудничества оказался разрушен, в частности из-за геополитических интересов скандинавских стран.
Я надеюсь, что в будущем скандинавские страны смогут вновь занять конструктивную роль. Это касается и Гренландии, чьё будущее остаётся неопределённым. Например, один из представителей Гренландии в датском парламенте выступает только на гренландском языке, что подчёркивает стремление к самостоятельности.
Наблюдается рост интереса азиатских стран к Арктике, таких как Китай и Индия. Индия активно сотрудничает с Россией, увеличивая импорт и инвестиции в арктические проекты. Эти процессы создают новые возможности для Европы, которая может либо продолжить следовать американским интересам, либо выбрать более широкий подход к сотрудничеству.
Если мы хотим стабильности в регионе, лучшая идея — это сотрудничество в области технологий, экономических и экологических проектов, а также образования. Прекращение взаимодействия с Россией в этих сферах выглядит нерационально, поскольку оно не отвечает нашим национальным интересам.
Я уверен, что Арктический совет можно оживить, если скандинавские страны вернутся к своей традиционной роли, которую они успешно исполняли в 60-70-х годах. Условием для этого является формулирование собственной политики и национальных интересов, а не следование исключительно американским представлениям о проблемах и путях их решения.
Спасибо за внимание.