Доклады
12-12-24 09:08
Мосейкин Юрий Никитович, заведующий кафедрой национальной экономики РУДН, д.э.н., профессор
Научная дипломатия и международное научно-техническое сотрудничество
В 2015 году объединение БРИКС приняло ряд документов, которые создали основу, базу для научно-технического сотрудничества. И на основе этих документов в рамках БРИКС были созданы работы, которые были созданы в 2015 году. Их порядка 13 рабочих групп, в том числе, Антон Всеволодович уже упоминал, группа по океанологии и полярным исследованиям. Но для того, чтобы реализовывать функционирование этих групп, нужно было некое теоретическое концептуальное обоснование. И было принято решение о разработке концепции международного научно-технического сотрудничества.
Министерство образования объявило грант под эту разработку, моя группа выиграла этот грант и в течение двух лет работы над этим проектом, в 2019 году, после различных обсуждений, доработок, в 2019 году правительство утвердило эту концепцию, концепцию международного научно-технического сотрудничества. В итоге мне и моему коллеге из МИСИСа предложили возглавить одну из рабочих групп, у которой не было в то время руководства, а именно рабочую группу по научно-техническому инновационному предпринимательству.

В ходе этой работы, работы над концепцией, мы занялись как раз исследованием вопросов, связанных с тем, что такое научная дипломатия, международное научно-техническое сотрудничество и целый комплекс аспектов, которые с этим связаны. Наш коллега из Турции Джавед Зафар уже представил общепринятую градацию того, что такое научная дипломатия, а именно наука в дипломатии, дипломатия для науки и наука для дипломатии.Для российских исследователей эта структура,  которая была предложена в свое время лондонским королевским обществом и американской ассоциацией содействия развития науки, не совсем, скажем так, считается адекватной. Больше мы склоняемся к тому, что наиболее ярко отражает научную дипломатию третий аспект, а именно наука для дипломатии, то есть когда ученые сотрудничают и тем самым способствуют развитию взаимных отношений стран и государств и способствуют развитию дипломатии. Но реализуется это сотрудничество в разных странах по-разному, существует несколько моделей реализации, а именно модель решения глобальных проблем, торговая модель, научно-образовательная модель и академическая модель.

Если, скажем, модель решения глобальных проблем, которой в основном следуют Соединённые Штаты и Великобритания и акцентирует своё внимание на мониторинге решения глобальных проблем, и чаще всего связана с проблематикой изменения климата, то, скажем, торговая модель, которой следует Канада, там, в основном, содействие развитию науки и бизнеса. Научно-образовательная модель больше характерна для Швейцарии, где создана своя сеть научного обмена и кооперации и академическая модель которая в основном характерна для сотрудничества университетских ученых которая ориентирована на создание нового знания. Вот для России наверное больше характерной и приемлемой является именно последняя модель - академическая, когда университеты участвуют в коллаборации и создают некие новые знания конечно же научной дипломатии. Это определенный ребрендинг давно известного процесса который используется достаточно долго и собственно проявляется в международном научно-техническом сотрудничестве. Но что подвигает страны к развитию международного научно-технического сотрудничества? В свое время советник бывшего президента США Обамы, Холдрен хорошо прописал, какие основные аспекты стимулируют интерес государств к развитию сотрудничества. Во-первых, совместные исследования ученых разных стран обеспечивают доступ к знаниям, к ценному дополнительному опыту, приобретению дополнительного опыта. К тому же ускоренное получение намеченного результата в результате

коллаборации может носить социальный эффект. Пример того, последняя пандемия, когда каждая страна самостоятельно занималась разработкой вакцины, а если бы существовала основа для такой научной коллаборации и сотрудничества, наверное, результат был бы гораздо более эффективным и более скорым. В-третьих, надо понимать, что даже сотрудничество передовых стран в области технологий с другими странами, которые не очень занимают высокие позиции в этом отношении, тем не менее способствует тому, что для этих стран их инвестиции в эти страны будут в итоге содействовать развитию рынка на этих территориях. Ну и в-четвертых, выгодно с дипломатической точки зрения, поскольку создает позитивный фон даже в случае разногласий по другим вопросам. Мы являемся свидетелями такого сотрудничества и наших физиков, и в нашей космической отрасли, когда это сотрудничество продолжается, несмотря на различные перипетии глобального характера. Тем не менее, надо иметь в виду, что такое сотрудничество влечет в собой некоторые риски. Риски, которые

характерны для любого сотрудничества, это первая группа рисков, которые присущи любому научному сотрудничеству, любому научному исследованию. Это и ошибки выбора направления, и ошибки в тематике исследования, и ошибки при определении размеров финансирования, приборной базы. Вторая группа рисков – это риски, возникающие при организации и проведении кооперативных исследовательских проектов, которые требуют участия нескольких структур. Тут есть ошибки в выборе партнера, ошибки в подборе финансирования и так далее. Ну и третья группа рисков – это риски, связанные с международными научно-исследовательскими проектами. К ним, помимо тех рисков, о которых я уже сказал, добавляются еще и риски, связанные с характеристикой этого международного научно-технического сотрудничества. Это и компетенция иностранного партнера, и возможность утраты прав на некоторые объекты интеллектуальной собственности, особенности зарубежного партнера, количество участников международных проектов и так далее. Здесь они перечислены. Для того, чтобы реализовывать международное научно-техническое сотрудничество, в каждой стране разрабатывается своя определенная и юридическая, законодательная и консультативная база, которая дает основу для такого сотрудничества. В каждой стране по-разному. Есть страны, где существуют отдельные документы, стратегические документы, которые непосредственно посвящены международному техническому сотрудничеству. Это страны, такие как Германия, Великобритания, Швейцария, есть такой основополагающий документ, о котором я, собственно говоря, сказал в начале, для России тоже такой документ разработан. Вторая группа – это страны с документом о региональном научно-техническом сотрудничестве. Ну, скажем, в Европейском Союзе ряд стран имеют такие региональные документы, которые регламентируют такое сотрудничество. Ну и третья группа стран – это страны, в которых регламентация международного научно-технического сотрудничества вписана в общую стратегию научного развития. Там нет отдельного документа, а вот именно в рамках общей концепции развития науки и технологий есть раздел, который посвящен международному сотрудничеству. Для России существует

достаточно много аспектов, которые необходимо реализовать в области международного научно-технического сотрудничества по самым различным аспектам. Это и поддержка научной мобильности, и финансирование совместных исследований, и развитие научной дипломатии. Не буду все это перечислять, они вещи достаточно понятные, и они нашли свое отражение в концепции, о которой я говорил. Кстати, буквально недавно Дмитрий Анатольевич Медведев сказал о том, что необходимо вносить некоторые коррективы уже в концепцию международного технического сотрудничества. Понятно, что ситуация меняется, меняются партнеры, меняются направления сотрудничества, поэтому корректировка, конечно, нужна. И работа над этим будет идти. Ну а мы в рамках рабочей группы БРИКС по инновационному предпринимательству продолжаем свою работу. Особенно в этом году, в год руководства России в БРИКС, эта работа была очень активная. И примером является проходящий сейчас в Сириусе конгресс молодых ученых.