Уважаемые участники ежегодного заседания Международного экспертного совета по сотрудничеству в Арктике!
Как известно, Арктика и прилегающие к ней территории на сегодняшний день являются одним из центров соприкосновения стратегических интересов крупнейших мировых держав. Усиливающееся внимание к арктическому макрорегиону обусловлено перспективностью разработки северных углеводородных месторождений, добычей морепродуктов, а также растущей потребностью в развитии международных морских перевозок. Для многих северных стран, в том числе для России, Арктика становится катализатором общегосударственного развития.
В 2014-2015 гг. в рамках деятельности Центра стратегических оценок и прогнозов было проведено комплексное исследование проблем и перспектив международного экономического сотрудничества в регионе, результатом которого стал аналитический доклад «Международное экономическое сотрудничество в Арктике. Арктический экономический совет».
Актуальность доклада связана тем, что в последние годы пространство международного взаимодействия в Арктике существенно видоизменяется. Так, реформируется состав участников Арктического совета, наиболее крупной организации арктической кооперации, создаются новые платформы для сотрудничества, продолжается сложная дипломатическая и политическая работа. Одним из её результатов стало создание в сентябре 2014 г. новой самостоятельной международной организации для развития экономического сотрудничества в регионе - Арктического экономического совета. Создание независимой международной площадки для представителей бизнес-кругов арктических стран стало закономерным следствием возрастания динамики развития экономической кооперации на Крайнем Севере. Её членами стали арктические предприниматели и их ассоциации, а главной задачей провозглашено обеспечение диалога между правительствами стран-членов Арктического совета и бизнес-сообществом для обеспечения устойчивого социально-экономического развития Арктики.
Создание Арктического экономического совета совпало со значительными изменениями во внешнеполитической и экономической среде (снижение цены на нефть, введение эмбарго на поставки в Россию некоторых видов оборудования, предназначенного для глубоководных и сланцевых нефтяных проектов, усиление агрессивности НАТО в арктическом регионе), что повлекло переформатирование и реструктуризацию системы международных отношений в регионе. В этих условиях нестабильности актуализируется необходимость донесения до правительств арктических и «околоарктических» государств мнений представителей бизнеса, работающих в Арктике, по поводу целесообразности поддержки различных мегапроектов и инициатив на Крайнем Севере. Это позволит участникам арктического процесса формировать общее «видение будущего» относительно его перспектив и точек «потенциального роста», способных значительно повлиять на развитие арктического макрорегиона.
Отмечена общая тенденция интенсивного развития международного экономического сотрудничества в Арктике на неправительственном уровне (АЭС, Арктический деловой совет, группы по глобальной повестке по Арктике Всемирного экономического форума). По нашему мнению, эти процессы должны обеспечить дополнительную устойчивость в регионе несмотря возможные «трения», возникающие между государствами.
Что касается АЭС, то он представляется стратегически важной организацией, в перспективе способной стать важнейшей платформой для обмена передовым опытом, налаживания партнерских отношений и развития ответственного бизнеса в Арктике. В апреле 2015 г. одним из приоритетов АЭС названо развитие кооперации в арктических инфраструктурных проектах. Так, одним из направлений российского участия в АЭС может стать осуществление международных проектов по развитию береговой инфраструктуры вдоль Северного морского пути, который многие эксперты, в том числе из стран-наблюдателей АС, видят как перспективный транспортный коридор.
Однако существуют очевидные угрозы становлению АЭС и интенсификации экономической кооперации в регионе в целом. Среди них - сохраняющаяся напряженность в регионе и политизации деятельности АЭС, которая наблюдается в Арктическом совете в 2014-2015 гг. Сохранение или усугубление западных санкций на проекты в Арктике негативно скажется на балансе взаимодействий между ключевыми игроками и, вероятно, на работе Арктического совета.
Проблема обеспечения устойчивости арктического развития, безусловно, потребует решения широкого спектра вопросов, касающихся развития пространства доверительных отношений в Арктике, стимулирования государственно-частного партнерства, согласования направлений развития технологического обеспечения деятельности в Арктике.
В этой связи мы полагаем, что доверительный диалог представителей международного бизнеса вне «геополитической повестки» может вернуть региональные отношения в конструктивное русло. Таким образом, развитие АЭС послужит на благо стабильности и миру в арктическом макрорегионе.