Уважаемые коллеги, дамы и господа! Мы рады приветствовать всех, собравшихся сегодня, здесь, в этом зале. Мы начинаем работу третьего ежегодного заседания экспертного совета по международному сотрудничеству в Арктике. Прежде всего, позвольте поблагодарить организаторов выставки НЕВА, за предоставленную возможность провести заседание экспертного совета в дни этого крупного и уже признанного международного мероприятия, а также Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова за поддержку нашей инициативы.
Отмечу, что сегодня у нас присутствуют представители целого ряда арктических и приарктических государств: Великобритания, Германия, Испания, Нидерланды, Россия, США, Канада, Франция, что, несомненно, наилучшим образом иллюстрирует высокую актуальность самой темы международного сотрудничества в Арктике, ее значимость в сегодняшних непростых международных отношениях.
Отмечу, что за истекший год экспертный совет расширил свою деятельность. В этом году мы представляем первый номер журнала «Арктическое обозрение» - официального издания нашего Совета (мы уже приступили к формированию следующего номера журнала, приглашаем к сотрудничеству). Также в рамках нашего заседания будут представлены результаты исследования, выполненного специалистами нашего центра, и посвященного вопросам деятельности Арктического экономического совета.
В целом полагаю, что нынешнее мероприятие пройдет в рамках конструктивного диалога, общения, обмена мнениями как среди специалистов, хорошо знающих экономические, транспортные и иные проблемы региона, так и дипломатов, владеющих тонкостями политического диалога арктических стран.
Технический регламент мероприятия предполагает доклад до 10 минут, рабочие языки русский и английский. Обсуждение докладов – по завершению мероприятия. Работаем без перерыва до 15:00. Далее – обед.
Россия в 2015 году: оценки и прогнозы
2015 год мир встретил в новой геополитической реальности. В этом году мы отметили 70-летие Великой победы. Впервые со времени окончания Второй мировой войны и становления новой системы послевоенного мира на основе правил и норм деятельности Организации Объединенных Наций и Совета безопасности ООН, страна-победительница, внесшая свой страшный, 50-миллионный вклад в Победу, оказалась под санкциями, в том числе и тех, кто принимал участие в разжигании пожара Мировой войны.
Столь жесткая смена картины миропонимания заставляет принципиально по-новому оценивать настоящее и будущее нашей страны. Сегодня абсолютно ясно, что десятилетия «демократизации» после развала СССР привели лишь к ослаблению нашей страны и вовлечению в липкую паутину западного финансового капитала, вырваться из которой без существенных потерь оказалось крайне сложно. Стремление «быть равноправным партнером Запада» оказалось губительным, не позволило выстроить суверенную экономику и финансовую систему страны. И сегодня, в крайне жестких условиях новой Холодной войны, нам приходится исправлять допущенные ошибки новейшей истории.
И здесь нам есть над чем работать. Уникальное геополитическое и геоэкономическое положение нашей страны вместе с новыми условиями развития мировой экономики открывают нам новую страницу возможностей.
Прежде всего, внимание наше обращено на развитие проекта Евразийского экономического союза – этой новой геоэкономической реальности, позволяющей выстроить каркас новой экономики XXI века. Возвращение Крыма в состав России добавляет и новых возможностей – открывается новый транспортно-логистический коридор через Черноморские проливы в Северную Африку и на Ближний Восток.
Китай, наш стратегический партнер, реализует проект Нового шелкового пути – уникальной транспортной артерии, которая воссоединит азиатские промышленные районы и европейские рынки. И в этом проекте уникальные территориальные особенности России играют свою важнейшую роль.
Но, что особо значимо, в XXI веке мы получили возможность активно и всесторонне задействовать в создании новой транспортно-логистической структуры Евразии великий Северный морской путь. Эту уникальную российскую транспортную артерию, протянувшуюся на тысячи километров по арктическим морям. Только этот маршрут сегодня остается вне досягаемости военно-морского потенциала США и их союзников, и позволяет говорить о создании относительно безопасной и эффективной транспортной магистрали. А если добавить к этому возможности континентального Нового шелкового пути (также проходящего вне досягаемости военного потенциала США), то мы увидим контуры нового мира, без доминанты одной страны, без давления одной национальной валюты и одного военного потенциала.
Именно уникальные транспортные коридоры и связанная с ними инфраструктура и совокупность оказываемых услуг позволит говорить о реальной возможности формирования в России вначале регионального, а затем и глобального финансового центра, а на его основе – и геополитического центра силы.
Реализация такого проекта сегодня не только реальна, но жизненно необходима для России. Основой ее должны стать три транспортно-логистических центра: во Владивостоке, в Севастополе и в Санкт-Петербурге с центром координации в «Столице семи морей» - Москве.