Статьи
29-09-24 04:38
Zafar Javed
Научная дипломатия и Арктика

Наш мир – это множество суверенных государств, что требует управления глобальными делами посредством сложной международной системы. Сама эта система работает на основе многих механизмов сотрудничества как на региональном, так и на глобальном уровнях. Дипломатия становится незаменимым механизмом межгосударственного диалога для эффективного управления отношениями с между различными государствами.

Хотя дипломатия в первую очередь используется для защиты национальных интересов, она также может служить средством достижения коллективных целей в региональном или глобальном масштабе, таких как наиболее актуальная сегодня борьба с изменением климата и глобальным потеплением.

Встречи и визиты, торговля и инвестиции, военное сотрудничество, оказание содействия, программы обмена и официальные соглашения признаны важнейшими инструментами дипломатии. Однако в современном мире сотрудничество, обмен знаниями и инновациями стали незаменимыми дипломатическими инструментами для защиты национальных интересов и укрепления регионального и глобального сотрудничества.

Так, например, такие страны, как Россия и Китай, активно предоставляют различные формы знаний и научной помощи африканским странам, стремясь защитить африканские интересы и укрепить свои стратегические позиции на континенте. В то время как сотрудничество в области знаний и инноваций исторически имело приоритет в дипломатии, научная дипломатия в настоящее время становится отдельной и специализированной областью государственного управления и международных отношений.

Важно отметить, что научная дипломатия включает в себя практику, при которой наука и технологии пересекаются с внешней политикой и международными отношениями. Вместе с тем, научная дипломатия действует в рамках многочисленных "серых зон", на которые иногда влияет соотношение сил между странами. Её эффективность может зависеть от намерений и подходов во внешней политике конкретных стран, и она не всегда способствует исключительно прогрессу и развитию.

Так, например, по мере того, как Китай приобретает все большую силу в международных делах, некоторые западные страны ввели запрет на обмен знаниями в области высоких технологий с Пекином. Многие западные страны выразили обеспокоенность тесными взаимоотношениями китайских технологических компаний с военными, опасаясь, что эти связи могут способствовать враждебной деятельности. Эта ситуация показывает, как научная дипломатия потенциально может быть использована в качестве орудия конкурентной борьбы.

Научная дипломатия работает, как минимум, в трех измерениях.

Во-первых, научная дипломатия предполагает непосредственную поддержку дипломатических процессов с помощью научных рекомендаций и фактических данных. Это включает в себя информирование и поддержку процесса принятия решений во внешней политике и политике безопасности путем предоставления достоверных научных данных.

Во-вторых, научная дипломатия использует науку как форму мягкой силы для достижения дипломатических целей. Она служит наведению мостов между нациями, укреплению доброй воли и закладке основы для дипломатических отношений, основанных на совместных научных начинаниях и достижениях.

И, наконец, научная дипломатия использует дипломатические усилия для содействия международному научному сотрудничеству. Это направление включает в себя заключение соглашений об исследованиях и разработках (R&D), продвижение программ обмена и содействие созданию международной исследовательской инфраструктуры. Подобные дипломатические шаги направлены на создание рамок, поддерживающих и расширяющих глобальное научное сотрудничество.

Что касается Арктики, то политику и геополитику Арктики также можно понять с помощью трех различных уровней или измерений.

Во-первых, на местном уровне Россия занимает доминирующее положение благодаря своему статусу крупнейшей арктической страны, контролирующей значительные участки как стратегической, так и нестратегической территории в регионе.

Во-вторых, на региональном уровне все арктические государства участвуют в обменах и взаимодействиях, руководствуясь своими национальными и региональными интересами. Это включает в себя решение таких вопросов, как управление ресурсами, охрана окружающей среды и права коренных народов за Полярным кругом.

В-третьих, Арктика также имеет приарктическое и глобальное измерение, поскольку все больше внерегиональных стран, как Китай и Япония, проявляют интерес к региону по различным стратегическим и экономическим причинам. Эти страны инвестируют в арктические исследования, развитие инфраструктуры и освоение ресурсов, оказывая влияние на более широкий геополитический ландшафт. Некоторые другие державы, такие как Индия, Бразилия и Турция, сегодня активно осваивают Арктический регион, используя различные инструменты, включая экономические инициативы и научные исследования.

Во всех трех измерениях Арктика в настоящее время сталкивается с глубоким кризисом, усугубляемыми нежеланием сотрудничать со стороны европейских и североамериканских арктических стран (Канады и США). В частности, Россия столкнулась с необоснованными жесткими санкциями в связи с конфликтом на Украине и была незаконно отстранена от председательства в Арктическом совете. Этот кризис связан с ухудшением состояния окружающей среды и жизнедеятельностью коренных народов, и, безусловно, требует всестороннего взаимодействия на всех уровнях и во всех измерениях.

Однако сохраняющаяся геополитическая напряженность, особенно в связи с украинским кризисом, создает значительные препятствия для налаживания такого сотрудничества в ближайшем будущем. Решение Европейской комиссии приостановить все научное сотрудничество с российскими организациями еще больше усложняет ситуацию.

В условиях подобных вызовов научная дипломатия потенциально может сыграть решающую роль, если подходить к ней неполитическими средствами. До украинского кризиса Арктический совет служил основной платформой для многочисленных научных коллабораций и инициатив, охватывающих такие дисциплины, как науки о земле, биологические науки, науки об окружающей среде, инженерия, медицина и оздоровление, информационные и вычислительные науки, исследования человеческих обществ, образование, химические науки и физика.

Преодоление этих кризисов требует согласованных усилий по деполитизации научного сотрудничества и уделению приоритетного внимания совместному управлению окружающей средой и устойчивому развитию в Арктическом регионе.

В научной дипломатии ученых часто считают образцовыми дипломатами, однако для эффективного осуществления требуется твердая политическая воля и консенсус. Однако из-за украинского кризиса Европейская комиссия предприняла беспрецедентный шаг, приостановив все научное сотрудничество с российскими организациями, включая прекращение финансирования исследований. Во многом, это ударило по самим европейским странам, лишив их доступа к российским научным данным о развитии различных процессов в Арктике.

Эти санкции в отношении научного сотрудничества вводятся в критический момент, когда мир, особенно Арктика, сталкивается с серьезным экологическим кризисом. В этих условиях поиск альтернативных путей сотрудничества является насущной необходимостью для защиты Арктики.

Прекращение сотрудничества с Москвой остановило примерно треть из 130 проектов Арктического совета. Это включает в себя невозможность инициировать новые проекты и возобновить существующие. Кроме того, санкции и ограничения не позволяют ученым делиться важнейшими данными, полученными в ходе их исследовательских работ, что жизненно важно для понимания и смягчения проблем, с которыми сталкивается Арктика.

Усилия должны быть направлены на преодоление этих барьеров, обеспечение того, чтобы научное сотрудничество оставалось краеугольным камнем в решении экологических проблем и продвижении устойчивых практик в Арктическом регионе.

Из-за нежелания других арктических стран сотрудничать Россия должна искать альтернативные решения. Ожидая готовности этих стран к сотрудничеству, Россия могла бы пригласить ученых из арктических регионов или других стран для проведения исследований в Арктике. Стратегическая направленность на развитие научного сотрудничества в рамках сообщества БРИКС также могла бы принести пользу.

Кроме того, Россия может направить научные группы для участия в дискуссиях по арктическим вопросам в разные уголки мира. Такой активный подход может побудить другие арктические страны к участию, по крайней мере, в научных исследованиях. Многие независимые аналитики и политики выступают против прекращения сотрудничества с Россией по арктическим вопросам.

В ответ на отсутствие сотрудничества со стороны других арктических государств Россия приостановила свои ежегодные выплаты Арктическому совету до возобновления сотрудничества в полном объеме. В этом контексте российское научное сообщество могло бы установить независимые отношения с учеными из других арктических стран. Россия также должна позволить своим ученым сотрудничать независимо, подчеркивая важность обмена полными данными и предотвращения рисков для окружающей среды Арктики.

Наука служит ключевым инструментом укрепления сотрудничества между соседями и в глобальном масштабе. Россия могла бы также выступать в качестве посредника в рамках ООН и других международных институтов для содействия научному сотрудничеству.

Россия и другие арктические страны находятся на пути столкновения после украинского кризиса. Однако научное сообщество может выступить в роли дипломата, чтобы способствовать сотрудничеству и снизить напряженность между арктическими странами и Россией. Несмотря на давление со стороны США и других европейских стран, установление политических отношений в том виде, в каком они были до украинского кризиса, кажется недостижимым. Тем не менее, наука может служить дипломатическим инструментом для нормализации отношений и прокладывания пути к политическому сотрудничеству.

Многие политики в арктических странах выражают недовольство в связи с исключением России из Арктического совета. Научное сотрудничество по-прежнему имеет решающее значение для защиты региональных интересов; в то время как Канада и США могут поддерживать свои силы, сотрудничество с Россией жизненно важно для выживания европейской Арктики. Поэтому укрепление политического сотрудничества является обязательным условием, а научное сотрудничество может способствовать различным формам сотрудничества.

В последнее время наблюдается некоторое ограниченное научное сотрудничество, например, участие России в учениях по ликвидации крупного разлива нефти в ходе виртуальных учений в марте 2024 года у берегов северной Норвегии, что стало позитивным шагом вперед после длительного периода напряженных отношений.

Дипломатия в интересах науки представляет собой еще один приемлемый вариант для всех вовлеченных сторон. Крайне важно, чтобы все стороны уделяли приоритетное внимание усилиям по возрождению дипломатических инициатив, направленных на достижение минимального уровня научного сотрудничества.

Использование политической или традиционной дипломатической тактики может эффективно способствовать возобновлению научного сотрудничества.

Положительным моментом является то, что в феврале этого года секретариат Арктического совета объявил о своем намерении возобновить заседания рабочей группы по вопросам окружающей среды и безопасности в виртуальном формате с участием России. Этот шаг вызвал оптимизм у аналитиков, поскольку такие постепенные меры могут оживить научное сотрудничество.

Кроме того, Россия активно использует дипломатические возможности для привлечения большего числа неарктических стран, в частности Китая, к научному сотрудничеству. Это дипломатическое сотрудничество подчеркивает потенциал расширения сферы научного сотрудничества за пределы традиционных арктических заинтересованных сторон, способствуя более широкому глобальному участию и экспертизе.

Хотя нормализация сотрудничества в Арктическом регионе, несомненно, будет делом долгосрочным, наука и научное сообщество могут сыграть решающую роль в поддержании надежды и содействии прогрессу. Научная дипломатия является жизненно важным инструментом привлечения всех заинтересованных сторон, особенно во времена кризиса.