Статьи
29-09-24 04:33
Тарасов Ю.И., д.э.н, академик АМО, член-корреспондент Академии Геополитических Проблем, эксперт Центра стратегических прогнозов, вице- президент Всероссийской Ассоциации авиационно-космической, морской, экстремальной и экологической медицины, Россия. Малик Керимов, д.полит.н., координатор международных отношений Администрации Президента Турецкой Республики, Турция
Россия-Турция: в фокусе миротворчества и консолидации позиций стран Арктического Совета. Перспективы арктического научно- дипломатического сотрудничества

Геополитические изменения, происходящие в мире, не могли не затронуть и богатейшую ресурсами Арктику. Станет ли она будущим расширением военного противостояния Россия-НАТО покажет урегулирование украинского вопроса. Сейчас мы наблюдаем двухстороннюю поляризацию мнений среди многих заинтересованных стран. Очевидно, что только конкретные движения навстречу друг другу с учётом сложившихся реалий театра военных действий могут привести к мирным договоренностям.

В этих условиях должна повысится роль Арктического Совета в поисках «мягкой силы» и временного применения формата Арктической Научной Дипломатии для разрядки напряженности и консолидации на основе общечеловеческих ценностей.

Формирование благоприятной, экономически целесообразной логистической конъюнктуры Северного Морского Пути (СМП) повышает геополитическую значимость и национально-ролевое участие для стран, входящих в Арктический Совет и для тех, кто желает получить статус наблюдателя.

Во время председательства РФ в Арктическом Совете и улучшения динамики развития российско- турецких политико- экономических отношений Турция подала заявку на приобретение статуса наблюдателя с желанием присоединиться к Договору о Шпицбергене.

Оттавская Декларация констатирует, что АС вне политики и милитаризации и создан в формате межправительственного форума для устойчивого развития и охраны окружающей среды. Международно- правовое регулирование должно четко соблюдаться. Н.М.Антюшина в Докладе Института Европы №278 [1, с.89] точно указывает на компетентные области деятельности АС: «программа наблюдения и оценки состояния арктической среды, сохранение Арктической флоры и фауны, предотвращение несчастных случаев, готовность к проведению спасательных операций и проведение спасения; защита Арктической морской среды; устойчивое развитие; программа действий против загрязнения Арктики». И далее в другом Докладе Института Европы № 307 [2, с.117]:

«Несмотря на самодостаточность Арктического Совета, в некоторых сферах Международного сотрудничества в Арктике участие неарктических стран не только желательно, но и необходимо, например, в области охраны морской и воздушной среды Арктики, сохранения рыбных и иных биологических ресурсов, коммерческого судоходства, научных наблюдений, исследований климата и наблюдения за погодой. Циркумполярные страны могут укрепить свою лидирующую роль в Арктике, если будут ставить конкретные условия для стран- наблюдателей в отношении сохранения ими вновь обретенного статуса». Что мы наблюдаем сейчас?

С началом СВО на Украине против России введены санкции как один из инструментов экономического и политического давления гибридных войн. Со стороны Запада наблюдаются дальнейшие попытки расколоть Арктику. Вступление Швеции и Финляндии в НАТО

говорит не только по увеличению количества антироссийских стран АС, но и о продолжении намерений окружать Россию недружественными соседями. В ситуации, когда Арктика не имеет Международного статуса это можно расценивать как очередное нарушение «красных линий» и целенаправленное усиление членства стран НАТО в Арктическом совете.

АС предназначен для выявления и организации взаимных интересов. Например, развитие архипелага Шпицберген приобретает особую актуальность не только для науки, но и для развития международного туризма, прохождения специализированных практик и обучения школьников и студентов разных стран.

Мировая общественность становится свидетелем формирования различного рода интеграционных, внешнеполитических, научно-исследовательских, научно-дипломатических, образовательных, туристических и других форматов сотрудничества через создание государственных и частных институтов. Вступление Анкары в формат арктической научной дипломатии расширяет международную научную кооперацию, новый внешнеполитический курс «мягкой силы».

Арктическая научная дипломатия, как инструмент влияния на арктическое сообщество и нивелирование мировых противоречий, улучшит геополитическую обстановку в целом.

На сегодняшний день арктическая научная дипломатия - наиболее целесообразная форма сотрудничества, у которой есть все шансы обойти «острые углы» через наднациональную межфирменную кооперацию, содействующую укреплению стабильного и устойчивого развития Арктики.

Полярная жемчужина не должна стать полюсом раздора.

Арктическая научная дипломатия

Принятые санкции и отказ семи стран участвовать в заседаниях Арктического совета под председательством России заставили найти те формы, которые сохраняют международное сотрудничество и способствуют нахождению баланса интересов и снижения нависающей мировой напряжённости.

«В свете ухудшения институциональных отношений с США и другими союзниками по НАТО до степени, невиданной ранее в истории трансатлантического альянса , а также понимания руководством республики  того факта , что перспективы Турции вступить в Европейский союз значительно снизились, Анкара начала предпринимать попытки по улучшению отношений с Россией и Китаем, а также искать новые векторы внешней политики» [ 3 , с.148].

С Россией продолжают сотрудничать Индия, Китай, ОАЭ, Турция. Следуя формату арктической научной дипломатии, Москва заинтересована в привлечении неарктических государств для сотрудничества, партнёрства в целях взаимовыгодного устойчивого развития Арктического региона и мировой экономики в целом.

Мировое научное сообщество арктических и неарктических стран в сложившейся геополитической обстановке делает ставку на научно-дипломатический вектор развития для сохранения, укрепления и поисков новых форм сотрудничества, оберегающих Арктику от интенсификации военно- стратегических целей государств. В рамках «сетевого» Университета Арктики 11 мая 2017 года в Файербанке, Аляска, подписано «Соглашение об укреплении Международного арктического научного сотрудничества. В процессе доверительного взаимодействия ученых и дипломатов возник новый формат арктической научной дипломатии.

Началом турецкой Арктической Научной Дипломатии можно считать март 2014 года, когда Парламент и Министерства иностранных дел сделали запрос на официальный отчёт специализированных научно-образовательных университетов, «...занимающихся полярными исследованиями- Стамбульского технического университета, Научного университета Анталии, Университета Пири Рейса - это следует из доклада по обеспечению для Турции условий научной и промышленной деятельности в полярных регионах. С этого времени Анкара приступила к реализации плана по вступлению Турции в мировое полярное сообщество» [5, с.124].

В России под руководством Александра Сергуненко (Санкт- Петербургский государственный университет), Максима Гутенева (Южно- Уральский государственный университет) и Екатерины Бойко (аналитический аппарат губернатора Челябинской области) создаётся модель арктической научной дипломатии.

По словам М.Гутенева: «Мы исследуем существующие теоретические подходы к пониманию природы и характера арктической научной дипломатии. В частности, предполагается изучить позиции основных парадигм современной теории международных отношений (неореализма, неолиберализма, глобализма и постпозитивизма) в отношении арктической научной дипломатии. Мы анализируем зарубежный опыт арктической научной дипломатии с целью выявления сильных и слабых сторон этого направления их арктической стратегии. Изучаем опыт таких стран, как США, Канада, страны Северной Европы (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция) и неарктических государства (европейские - Великобритания, Германия, Польша, Франция, Швейцария, а также восточноазиатские - КНР, Республика Корея, Япония)».

Ученые определяют стратегические и тактические цели арктической научной дипломатии, системный характер связей через индикаторы мониторинга, институциональные механизмы реализации, анализ показателей обратной связи. Мы в праве ожидать от Арктического совет взаимодействия на основе арктической научной дипломатии.

Для научно-теоретических споров справедливо отметим существенную разницу в представлении сути арктической научной дипломатии. У каждой страны есть своё право в понимании «своей Арктики» и проводимой Арктической политики. Из «множества Арктик» процитируем российско-турецкую позицию ученых по определению АНД Гутенев М.Ю. и Калфоглу Р. [ 3, с.144 ].

Во-первых, они раскрывают этимологию, время и место появления самого термина «арктическая научная дипломатия»: «первая фундаментальная попытка теоретического осмысления научной дипломатии была предпринята в 2009г. в Великобритании в рамках Научного совещания Американской ассоциации содействия развитию науки и Королевского общества».

Во-вторых, они показывают разницу в теоретических подходах: «Итоги доклада Научного совещание положили начало обсуждению теории научной дипломатии, ее целей и результатов. В настоящее время в исследовательской среде западных учёных доминирует подход, рассматривающий научную дипломатию исключительно как инструмент укрепления международной стабильности и поддержания мира.

В нашей работе научная дипломатия исследуется в рамках альтернативного подхода, рассматривающего научную дипломатию в качестве инструмента внешнеполитического воздействия.

Научная дипломатия представляет собой преднамеренную международную деятельность государства через подконтрольные научные организации и фонды с целью укрепления взаимодействия с другими странами, оказания на них информационного воздействия и продвижения своих интересов на международной арене». [5, с.125].

В интервью Луизы Бродт, взятому у исследовательницы и доцента Университета Canakkale Onsekiz Mart -Эбру Чаймаз указывается, что, следуя формату АНД, в Турции «ежегодно проводятся семинары по полярным наукам для оценки результатов научных проектов, исследований и экспедиций, проводимых турецкими учеными в области полярных исследований и для обсуждения разработок и приоритетных направлений. Можно видеть, что Турция инициировала процесс арктической научной дипломатии, сначала продвигая научные знания и опыт, а уже позже это превратилось в более всеобъемлющую структуру, включающую и дипломатические внешнеполитические цели». [6,с2], «...в том числе - получения статуса Наблюдателя. Также Турция применяет «мягкую силу» для АНД с целью усиления своей внешней политики и Международного участия». [6, с.2]. Чаймаз даёт следующее определение АНД: «мы можем определить арктическую научную дипломатию как использование международного Научного сотрудничества, основанного на политической воле и Дипломатии, для решения проблем Арктики» [6, с.2]. Ученые двух стран определяют роль АНД в российско- турецкой внешней политике. АНД также служит усилением общей мотивации для вовлечения неарктических стран в мировую арктическую политику.

Турция постепенно убеждает мировое сообщество по признанию своего права на участие в арктических программах

Турция, придерживаясь концепции «голубой Родины», выдвинутой Президентом Р.Т.Эрдоганом, переходит от освоения окружающей гидрографии к глобальной интеграции в исследованиях Арктики и Антарктиды. Анкара следует политике «мягкой силы» и использования формата Арктической Научной Дипломатии, доказывающей на деле мотивацию принятого решения о вхождении в АС в качестве Наблюдателя; усиливает свою внешнюю политику и расширяет границы своего Международного участия.

Сотрудничество с Турцией набирает обороты. На недавнем форуме в Москве «Инфраструктура портов» турецкую сторону успешно представила Seagul Deniz, которая является ведущей компанией в области оперативного реагирования на аварийные нефтяные разливы и химические разливы. Компания обладает производством оборудования, соответствующего мировым стандартам. Правда, южные температуры требуют адаптации и доработки соответствующего оборудования для экологической «скорой помощи» в Арктике.

Турция также имеет несколько крупных верфей и опыт строительства судов ледового класса, плавучих доков. Например, Институт морских дел Ближневосточного технического Университета имеет специализированные судна «Билим», «Эрдомли», «Ламас». В области судостроения «лёд также тронулся». Мы имеем подписанные контракты (июнь -август 2021 г.) на строительство турецкой компанией “Kuzey Ster Shipyard”:

  1. Плавучего дока для атомных ледоколов по заказу ФГУП «Атомфлот» (Росатом);
  2. Двух инновационных двухтопливных ледоколов по заказу Онежского судоремонтного завода, ФГУП «Росморпорт».

Океанология, климатология, метеорология - также области влияния турецкой науки и возможного сотрудничества.

Прогрессирует российско-турецкое сотрудничество на проектах «Ямал СПГ», «Арктик- СПГ-2». Президент РФ В.В.Путин 20 июля 2023г. лично присутствовал на отправке из Мурманска до терминала «Утренний» (Ямал) первой СПГ- линии для завода «Арктик СПГ-2». Становится очевидным глубокая заинтересованность и контроль Арктической политики со стороны Президента. Эта стратегия определена в таких основополагающих документах как «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года», т.е. Арктическая политика 2035, «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года - Арктическая стратегия 2035. «Также Правительство РФ утвердило план развития СМП до 2035 года (152 мероприятия, будут построены 10 ледоколов, 14 портов и терминалов,141 транспортных судна ледового класса, запуск на орбиту 12 спутников, строительство 4 аварийно- спасательных центров МЧС. В совокупности инвестиции в развитие СМП составят 1,8 триллиона рублей до 2035 года».[7,с.16].

В своём выступлении на пленарном заседании V Международного арктического форума «Арктика-территория диалога», 9 апреля 2019 года Президент РФ В.В.Путин констатировал: «Для комплексного развития региона, для решения уникальных, нестандартных задач в высоких широтах нам нужна мощная научная, кадровая, технологическая база».[8].

АНД должна стать инструментом нахождения компромиссов и возвращения к арктическому диалогу.

Союз независимых ученых и дипломатов может содействовать балансу миролюбия, интеграции Человека и Природы, особенно в такой непревзойденной по красоте Арктике-территории мира и безопасности.

Это геополитическая суть сегодняшней повестки дня и работа для дипломатов и ученых в формате АНД. Будем верить и в изменения в умах некоторых политиков - нельзя ли правильным образом более пристально посмотреть на мир через Арктическое окно?

Список литературы

  1. Антюшина Н.М. Арктический вызов для национальной и международной политики. М.: Ин-т Европы РАН: Рус. сувенир,2012.-136 с.- (Доклады Института Европы. Федеральное гос. бюджет. учреждение науки Ин-т Европы Российской акад. наук; №278). ISCBN 978-5-91299-122-6;
  2. Антюшина Н.М. Арктика: новый формат Международного Сотрудничества - М.: Ин-т Европы РАН,2014.-138с.-(Доклады Института Европы. Федеральное гос. бюджет. учреждение науки «Ин-т Европы Российской акад. Наук»; №307). ISCBN 978-5-98163-041-5;
  3. Гутенев М.Ю., Калфоглу Р. Научная дипломатия Турции в Арктике// Вестник Московского государственного Областного университета. Серия: История и политические науки. 2022.№1, с.142-153. DOI: 10.18384/2310-676Х-2022-1-142-153;
  4. Oгузлу Х.T. Турецкая внешняя политика в изменениях мирового порядка // All Azimuth.2020. Vol.9 ( 1). P.127-139.
  5. Гутенев М.Ю. Научная дипломатия как инструмент достижения внешнеполитических целей// Мировая экономика и международные отношения, 2021, Т.65. №6. С.119- 127;
  6. Чаймаз Эбру Научная дипломатия неарктических стран: планы Турции. Интервью Луизы Бродт с доцентом Университета Canakkale Onsekiz Mart исследовательницей Эбру Чаймаз, 9 октября 2021г. /Go Arctic/ Дзен (1).html;
  7. Журавель В.П. К итогам председательства России в арктическом совете (2021- 2023 гг.), Арктическое обозрение, официальное издание Международного экспертного совета по сотрудничеству в Арктике, № 9/2023, с.16, ISSN 2686- 9462.;
  8. Выступление Президента России В.Путина на пленарном заседании V Международного арктического форума «Арктика-территория диалога», 9 апреля 2019 г., http:// www.kremlin.ru.