Статьи
29-09-24 04:29
Джихат Яйджи, адмирал ВМС Турции в отставке, доцент, Университет Топкапы, Стамбул
Арктический вопрос и Турция

В XXI веке полярные регионы все больше становятся центром глобального интереса. В центре этого внимания находятся Арктический регион и Антарктический континент. Оба региона привлекают внимание государств, международных организаций и транснациональных компаний благодаря наличию стратегически важных природных ресурсов и новым экономическим возможностям, сформированным изменением климата. Арктический регион выделяется благодаря таким факторам, как неосвоенные запасы воды, нефти и природного газа, открытие полезных ископаемых стоимостью более 1 триллиона долларов, а также растущий потенциал для туризма и рыболовства. Между тем, Антарктида приобретает стратегическое значение в связи с истечением срока запрета на разработку минеральных и энергетических ресурсов в 2048 году. Оба региона считаются «общим наследием человечества», что является основой международного права.

Стратегическое и экономическое значение Арктического региона

Арктический регион является быстро меняющейся географией из-за глобального изменения климата. Таяние ледников открывает новые морские пути и делает доступными углеводородные ресурсы региона. По оценкам Геологической службы США, в Арктическом океане сосредоточено 25% мировых неразведанных запасов нефти и газа. Арктический регион также богат ценными минералами, такими как цинк, никель, медь, золото, железо и палладий. В результате многие страны, в частности «арктическая пятерка» (Россия, Канада, США, Дания и Норвегия), пересматривают свою политику в отношении региона и делают различные стратегические шаги.

Создание Арктического совета в 1996 году ускорило усилия по определению правового статуса региона. Совет направлен на укрепление политического и правового сотрудничества между странами «арктической восьмерки». Турция подала заявку на получение статуса наблюдателя в Арктическом совете в 2015 году, но не достигла никаких результатов. Интерес Турции к региону связан с необходимостью защиты своих интересов в таких областях, как распределение энергетических ресурсов, открытие редких минералов и морские перевозки.

Правовой и политический статус Антарктики

Антарктида является одной из зон со специальным статусом в рамках международного права. Договор об Антарктике, подписанный в 1959 году и вступивший в силу в 1961 году, предусматривает мирное использование континента, демилитаризацию и запрещение ядерной деятельности. Договор также поощряет свободу научных исследований и международное сотрудничество. Турция стала участником Договора об Антарктике в 1995 году и Протокола об охране окружающей среды к Договору об Антарктике в 2017 году. Экологический протокол, вступивший в силу в 1998 году, запрещает разработку минеральных ресурсов, за исключением научных исследований, и этот запрет истечет в 2048 году. После этой даты Турции необходимо получить статус Консультативного государства, чтобы иметь право голоса в будущем континента.

Полярная политика и стратегические цели Турции

Для достижения своих стратегических целей в полярных регионах Турции крайне важно ускорить свои юридические, политические, академические и коммерческие усилия. Чтобы защитить свои права, вытекающие из международного права, и свои интересы в Антарктике и Арктике, Турция должна предпринять следующие стратегические шаги:

  1. Создание Турецкого полярного исследовательского института: Следует создать "Турецкий полярный исследовательский институт" для продвижения, организации и координации научных исследований.
  2. Создание научной исследовательской базы: Создание "Турецкой научной исследовательской базы" в Антарктиде под эгидой Президента поддержит усилия Турции по достижению консультативного статуса на континенте.
  3. Укрепление международного сотрудничества: Чтобы разработать эффективную стратегию в полярных регионах, Турция должна сотрудничать с другими акторами региона и играть активную роль на международных платформах.
  4. Увеличение дипломатических инициатив: Турция может обеспечить свои экономические и стратегические интересы в регионе, ускорив процесс присоединения к Договору о Шпицбергене.

Деятельность глобальных и региональных акторов в полярных регионах

Арктический регион в последнее время стал центром глобальных геополитических и экономических балансов, с возрастающим интересом как прибрежных стран, так и нерегиональных акторов. Регион, в частности его энергетические ресурсы, новые морские торговые пути и изменения окружающей среды, привлекает международных акторов. Динамика сотрудничества и конкуренции в Арктике формируется стратегическими подходами стран региона, что также вызывает интерес Турции.

Среди нерегиональных акторов Китай быстро расширяет и углубляет свою политику в отношении Арктики. После получения статуса наблюдателя в Арктическом совете в 2013 году Китай опубликовал политический документ в 2018 году, в котором подчеркнул свои стратегические и экономические интересы в регионе через проект «Полярный шелковый путь». Определяя себя как «почти арктическое государство», Китай стремится укрепить свое присутствие в Арктике с помощью инвестиций в инфраструктурные проекты и добычу природных ресурсов. Однако растущее влияние Китая пристально отслеживается и встречает определенные опасения у многих акторов, в частности США и союзников по НАТО.

Россия, обладающая самой протяженной береговой линией в Арктическом регионе, является одним из самых влиятельных и стратегических акторов в регионе. Основные элементы арктической политики России включают стратегические интересы, направленные на контроль доступа к энергетическим ресурсам и морским путям, а также усилия по увеличению своего военного присутствия. Москва укрепляет свое влияние на регион, создавая военные базы в Арктике, расширяя свой ледокольный флот и увеличивая количество военных учений в этом районе. Это стратегическое присутствие в Арктике рассматривается как неотъемлемая часть национальной стратегии безопасности России. Это привело к тому, что США и союзники по НАТО приняли различные меры против России, что увеличило напряженность в регионе.

Контроль морских путей и энергетическая безопасность в Арктическом океане составляет значительную часть конкуренции среди мировых держав. В частности, возможности, предлагаемые Северным морским путем для торговли и доступа к энергетическим ресурсам, имеют стратегическое значение для многих стран, включая Россию, США и Китай. Возрастающее геополитическое значение региона и таяние ледников из-за глобального потепления позволяют обнаруживать новые торговые пути и энергетические ресурсы в Арктике, создавая новую динамику в международных балансах сил.

В этом контексте Турция должна учитывать свои стратегические интересы в Арктическом регионе и соответственно оценивать новые возможности сотрудничества. Потенциал для сотрудничества с Россией в Арктическом регионе выделяется как область, которая может принести взаимные выгоды для обеих стран. Турция и Россия давно сотрудничают в области энергетики; это сотрудничество может продолжаться в процессе разведки и добычи энергетических ресурсов в Арктическом регионе. Значительные энергетические резервы России в Арктике и потребности Турции в энергетической безопасности могут стать основой общих интересов между двумя странами. Кроме того, участие турецких строительных и логистических компаний в портах и инфраструктурных проектах России в Арктике может еще больше углубить экономическое сотрудничество.

Сотрудничество в Арктике между Турцией и Россией не должно ограничиваться только сферами энергетики и экономики. Две страны также могут сотрудничать в таких областях, как морская безопасность, охрана окружающей среды и научные исследования в Арктическом регионе. В то время как Турция пытается укрепить свой статус наблюдателя в Арктическом совете, сотрудничество с Россией может ускорить этот процесс и увеличить присутствие и влияние Турции в Арктике. В то же время такие вопросы, как снижение экологических рисков и борьба с изменением климата, могут создать новые возможности для сотрудничества между Турцией и Россией. Например, совместные научные программы между двумя странами могут существенно способствовать защите арктической экосистемы и устойчивому развитию.

Стратегия Турции в отношении Арктического региона должна включать не только сотрудничество с Россией, но и учитывать возможности сотрудничества с другими нерегиональными акторами. В этом контексте развитие совместных проектов с североевропейскими странами в области энергетики и торговли могло бы усилить присутствие Турции в Арктике. Кроме того, разработка совместных оборонных и политик безопасности в сотрудничестве с союзниками по НАТО против рисков безопасности в Арктике могла бы помочь Турции защитить свои стратегические интересы в регионе.

Будущее стратегии Турции

Полярные регионы приобретают все большее значение для текущих и будущих геополитических и экономических балансов. Чтобы защитить свои интересы и сохранить устойчивое присутствие в этих стратегических регионах, Турции необходимо проводить многомерную и динамичную политику. Чтобы Турция стала активным игроком в Антарктике и Арктике, она должна разработать комплексную стратегию в области научных исследований, дипломатии, обороны и экономики.

Прежде всего, для защиты долгосрочных интересов Турции в Антарктике важно получить статус «Консультативного государства». Этот статус означает активную роль в механизмах принятия решений Договора об Антарктике и вклад в формирование политики в регионе. Для достижения этого статуса Турции следует увеличить свои научные исследовательские возможности, создать собственные исследовательские базы и активно участвовать в международном научном сотрудничестве. Помимо научных исследований, Турции следует уточнить свою национальную политику в отношении Антарктики, укрепляя двустороннее и многостороннее сотрудничество с другими странами в регионе. Действие в соответствии с принципами охраны окружающей среды и устойчивости в рамках Договора об Антарктике и соответствующих протоколов повысит легитимность и репутацию Турции в регионе.

Что касается Арктического региона, важно, чтобы Турция внимательно отслеживала события и разработала активную стратегию. Арктический регион представляет новые торговые пути, энергетические ресурсы и экономические возможности из-за быстрого таяния ледников, вызванного глобальным изменением климата. Турция должна разработать политику в отношении существующих и потенциальных энергетических ресурсов в Арктическом регионе, чтобы обеспечить энергетическую безопасность и защитить свои экономические интересы. Более того, сотрудничая с нерегиональными акторами, Турция должна стремиться укрепить свой статус наблюдателя на таких платформах, как Арктический совет, и участвовать в экономической деятельности в регионе. Этот стратегический шаг позволит Турции играть более активную роль в механизмах принятия решений, влияющих на региональную политику.

Турция также должна учитывать экологические и политические риски в Арктическом регионе. Таяние ледников, открытие новых морских путей и открытие углеводородных ресурсов привлекают международное внимание к этому региону. В этом контексте Турция должна разработать экологически безопасные политики, стать участником международных соглашений и принять международные нормы, касающиеся морской безопасности. Учитывая возрастающее военное присутствие и конкуренцию в Арктике, важно, чтобы Турция обновила свои оборонные политики в соответствии с этими новыми угрозами и рисками.

Стратегический подход Турции к полярным регионам также требует наращивания внутреннего потенциала и осведомленности. Турецкое научное сообщество и ученые должны получать больше поощрений и поддержки в области полярных исследований. Разработка национального стратегического документа для Турции в отношении полярных регионов могла бы обеспечить дорожную карту в этом отношении и направить будущую политику. Кроме того, создание центра полярных исследований в Турции могло бы способствовать развитию научного потенциала и стать аналитическим центром турецкой политики в этих регионах.

В заключение, чтобы обеспечить свои экономические, геополитические и экологические интересы в полярных регионах, Турции необходимо разработать и реализовать многомерную стратегию в сотрудничестве с международными акторами. Эта стратегия должна не только решать сегодняшние проблемы, но и формировать будущую роль Турции в этих регионах в средне- и долгосрочной перспективе. Таким образом, Турция сможет увеличить свое присутствие в полярных регионах и усилить свою роль как глобального игрока на международной арене.