Российская Арктика является точкой пересечения интересов крупнейших мировых центров силы современной экономической системы. В условиях роста противоречий между экономическими и политическими центрами важным фактором успеха международной конкурентоспособности является контроль над основными экономическими ресурсами. Из традиционных ресурсов экономики важнейшими сегодня являются нефть, газ и логистические потоки. Ямал – это российский регион стратегической важности, обеспечивающий энергетическую безопасность страны и ресурсное конкурентное преимущество на мировом рынке углеводородов.
Ямал формирует более половины всего валового регионального продукта Арктической̆ зоны России, обеспечивает 80% российской добычи газа и 77% всей грузовой базы Северного морского пути. Развитие важнейших конкурентных отраслей российской промышленности Ямала даёт экономический импульс смежным отраслям, в частности, строительству в Новом Уренгое аэропорта и созданию арктического туристического курорта на Полярном Урале. Подобные проекты формируют основу для реализации в регионе положений основных стратегических документов России и достижения целей, поставленных Президентом Российской Федерации.
Создание и реализация энергетических, туристических и производственных проектов Ямала на основе рыночных условий частной конкуренции осложняется высокими издержками, связанными с тяжелыми климатическими условиями. Собственно, поэтому основными участниками экономических инвестиционных проектов Ямала являются крупные корпорации, частно-государственные партнерства и государство. Участие крупнейших субъектов в хозяйственном освоении Арктики является объективной необходимостью в связи с высоким порогом входа в инвестиционные проекты, нацеленные на получение прибыли в долгосрочном периоде. Сложные условия жизни требуют комплексного развития региона, предполагающего не только экономическую целесообразность, но и благоприятные условия жизни и труда на этой территории, что можно обеспечить через государственную экономическую политику. Создание конкурентных условий предполагает информационную помощь государства частным инвесторам, отражающую актуальную специфику региона, что даёт возможность строить прогнозы на долгосрочный период.
Большую роль в формировании современной транспортной инфраструктуры Крайнего Севера играют знания об изменениях окружающей среды в результате глобальных климатических процессов. Именно поэтому, создание геоинформационной системы о деградации многолетнемерзлых грунтов даст новый импульс к развитию целого ряда проектов в регионе. На ее основе формируются прогнозы рисков для существующих и планируемых объектов капитального строительства, что обеспечивает информацией всех участников строительства и содержания капитальных объектов. Эта климатическая особенность региона создает риски повышения затрат инвестора превышающие потенциальные выгоды, уменьшая частную инициативу, что негативно сказывается на международной конкурентоспособности региона. Поэтому участие государства в формировании такой системы позволит создать более привлекательный инвестиционный климат в регионе.
Ямал был тем регионом, на котором сказалось санкционное давление, но оно не остановило реализацию масштабных инвестиционных проектов, в том числе, - "Ямал СПГ" и "Арктик СПГ 2". И сегодня осваиваются новые углеводородные месторождения. Помимо классической специализации региона на добыче полезных ископаемых, производстве нефтепродуктов, химических веществ и химических продуктов, транспортировке и хранении в настоящее время ведется работа по углублению и диверсификации традиционной специализации.
Дороги и транспорт на Крайнем Севере являются инфраструктурной основой производственной системы для работы человека в тяжелых климатических условиях. За последние пять лет к 2024 году на Ямале на 92% был обновлен парк общественного транспорта, из которого более 60% работает на экологически чистом природном газе, субсидируется 46 авиационных маршрутов, ведется работа над проектом «Северный широтный ход». Особое внимание уделяется развитию инфраструктуры опорной сети морских и речных портов для увеличения грузооборота. В морском порту Сабетта предполагается осуществить работы по модернизации и строительству гидротехнических сооружений и морской инфраструктуры. В районе речного порта Лабытнанги и Обской губы планируются мероприятия по увеличению пропускной способности и повышению безопасности судоходства.
Помимо развития грузового транспорта в регионе развивается и пассажирский транспорт. Он является основой формирования добавленной стоимости в арктической туристической отрасли, потенциал которой высок в условиях динамично развивающегося мирового туризма. Российский Север может предложить международным и внутренним туристам новые маршруты. Для этого необходима соответствующая инфраструктура, которая должна быть конкурентоспособна на мировом рынке. В этом направлении ведется работа по созданию туристического комплекса «Рай-Из», строительству автодорожной части совмещенного мостового перехода через реку Обь в районе города Салехарда с автодорожными подходами (развитие агломерации Салехард – Лабытнанги), софинансирование государством строительства автомобильной дороги п. Харп – Горнолыжный центр – Международная арктическая станция "Снежинка" (участок п. Харп – Горнолыжный центр). Работа по развитию транспортной инфраструктуры должна способствовать развитию опорных населенных пунктов Арктической зоны Российской Федерации: агломерация Салехард – Лабытнанги, города Новый Уренгой и Ноябрьск.
В результате антропогенного и техногенного воздействия на окружающую среду водные объекты региона нуждаются в восстановлении и экологическом оздоровлении. В ближайшей перспективе предполагается уделить внимание расчистке озера Ханто в городе Ноябрьске. Экологическая ситуация в регионе требует высокого внимания, так как активный период освоения территории, совпавший с динамичным развитием всей страны в ХХ веке сменился на упадок в его конце, что повлекло устаревание технологического оборудования и инфраструктурных объектов. В рыночных условиях без административного перераспределения ресурсов в пользу Арктической зоны РФ экологическая ситуация будет усложняться. Изменение такой политики в рамках стратегических документов Российской Федерации позволит создать более конкурентные условия для российской Арктики.
При грамотном хозяйственном освоении и развитии территории потенциал Ямала велик. Имея высокие конкурентные преимущества в традиционной экспортной специализации регион может занять новую нишу в перспективной специализации мирового рынка услуг, динамика развития которого значительно опережает динамику материального производства, что подтверждает опыт ближневосточных и азиатских партнеров России. Рост экономических возможностей Ямала усилит стратегические позиции Российской Федерации в условиях роста конкурентной борьбы между крупнейшими экономическими центрами.