Статьи
14-09-22 04:01
Журавель Валерий Петрович
Глубочайший кризис Арктического совета ведет к осложнению об-становки в Арктике

Россия в начальный период своего председательства в Арктическом совете (АС, Совет, 2021-2023 гг.) во второй половине 2021 г. – начале 2022 г. несмотря на продолжающееся осложнение международной обстановки, информационные войны и демонстрации силы всеми сторонами, усиление санкционного давления по различным направлениям смогла своевременно и качественно провести запланированные мероприятия, сохраняя в рамках деятельности рабочих органов АС дух международного сотрудничества и конструктивного взаимодействия.

Однако 3 марта 2022 г. в знак протеста против специальной военной операции РФ на Украине семь стран Арктического совета – Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия, Швеция – обнародовали совместное заявление об отказе участвовать в заседаниях и мероприятиях под председательством РФ.

Вслед за этим событием произошли другие изменения, характеризующие обстановку в Арктике. 8 марта Европейский союз, Исландия и Норвегия объявили о решении приостановить участие РФ в «Северном измерении», нацеленном на развитие сотрудничества между странами в Северной Европе. На следующий день  от взаимодействия с Россией отказались и участники Совета Баренцева/Евроарктического региона. Еврокомиссия наложила санкции на программу «Коларктик», играющую важную роль в межрегиональном сотрудничестве России, Финляндии, Швеции, Норвегии, а также Мурманской и Архангельской областей, Ненецкого автономного округа и Республики Коми.

Покинули или заявили о своих намерениях уйти из экономических проектов в российской Арктике многие крупные европейские и азиатские компании. Среди них норвежская «Эквинор», англо-голландский нефтяной концерн «Бритиш Петролеум», французская нефтегазовая компания «Тоталь», а также японские компании, участвующие в проекте «Арктик СПГ-2». Индийская государственная корпорация сырой нефти и природного газа и сингапурская компания «Трафигура» пересмотрели свои планы по инвестированию в проект ПАО «Роснефти» «Восток Ойл» на Таймыре. Европейский союз запретил страховать танкеры, которые перевозят российскую нефть. Почти прекращено взаимодействие с Международным советом по науке и Международным арктическим научным комитетом. В июне возобновлена деятельность Совета, но уже без участия России. От этих политически мотивированных решений пострадали проекты рабочих групп АС, особенно связанные с изучением изменений климата в регионе.

В этих условиях Брюссель стремится использовать данную ситуацию в своих интересах. Он продолжает борьбу за получение статуса наблюдателя АС, что позволило бы ему резко усилить возможности по контролю за положением в регионе, особенно через Данию, Швецию и Финляндию. Евросоюз также не возражает против формирования альтернативной АС структуры, где ему тоже найдется место, особенно с учетом его финансовых и технологических возможностей.

Это свидетельствует о том, что Арктический совет находится в глубочайшем кризисе. Этот демарш означал ничто иное как бойкот арктической политики РФ, которая до мая 2023 г. будет председателем Совета. Нанесен удар по обширной программе нашего председательства, а также по стратегическим планам развития Арктической зоны РФ и Арктического совета на ближайшее десятилетие.

Отказ семи стран Арктического совета принимать участие в заседаниях и мероприятиях под председательством РФ, усилило неопределенность в отношении планов развития Арктики. Данное заявление и последующие решения нарушило баланс арктической солидарности, которая складывалась и последовательно укреплялась в период председательства стран в Арктическом совете.

Данная ситуация показывает, что у России не получится полноценное председательство в Арктическом совете в 2022 г., так как оно попало под режим ограничений и всевозможных блокировок.

В этих условиях РФ уточнила приоритеты в рамках «северного вектора» своей политики. Обращено внимание на приоритетные для международного сообщества важнейшие вопросы экономического сотрудничества, изменения климата и экологии, развития человеческого капитала, коренных малочисленных народов, развития инфраструктуры и устойчивого судоходства Севморпути, научного сотрудничества, предотвращения чрезвычайных ситуаций в Арктике, вопросы судостроения и судоремонта, инвестиций и торговли, телекоммуникаций и цифровизации, предотвращения и ликвидации разливов нефти, подъему затопленных радиоактивных и опасных объектов в морях Северного Ледовитого океана, адаптации к изменению климата в Арктике. Все это направлено, чтобы найти выход из создавшегося арктического лабиринта. Следует отметить, что предпринятые меры против России отразятся и на самих государствах АС.

Россия продолжила выполнять программу и план своего председательства, уделяя приоритетное внимание решению национальных задач развития своих северных территорий, при этом   проводя мероприятия, направленные на выполнение Стратегического плана Арктического совета на 2021‒2030 гг.[1], подчеркивая тем самым приверженность принципам функционирования АС как ключевого формата межправительственного сотрудничества в регионе. На 25-м Петербургском международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге (июнь 2022 г.)  Минвостокразвития России была подготовлена отдельная площадка «Арктика — территория диалога», на которой было проведено 16 мероприятий по самым разным проблемам развития и освоения Арктики. Арктические проблемы также широко были обсуждены в сентябре 2022 г. на Восточном экономическом форуме во Владивостоке.

Своевременно завершена работа по строительству ледовой самодвижущейся платформы «Северный полюс», активизирована деятельность по созданию на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и Мурманской области инфраструктуры Международной арктической научной станции на безуглеродной энергии «Снежинка».

В качестве ответной меры на недружественные действия ряда государств в отношении России и введённые против нашей страны незаконные санкционные ограничения Правительство РФ в июне 2022 г. прекратило действия меморандумов между Правительством РФ и Северным Советом Министров.

В условиях вступления Финляндии и Швеции в НАТО, нарастания санкционного давления коллективного Запада Россия не ослабляет своего внимания к вопросам обороны и безопасности в Арктике. Наряду с модернизацией баз новых подлодок, продолжением строительство аэродромов, городков для вновь формируемых воинских частей и подразделений в районах Крайнего Севера, совершенствованием системы ПВО, стало больше уделяться внимания укреплению пограничных органов ФСБ России, МЧС РФ и Росгвардии.

Необходимо понимать, что сегодня Арктический совет – основная международная структура на Севере, вокруг которой формируется большой конгломерат различного рода организаций многостороннего сотрудничества, занимающихся обеспечением устойчивого социально-экономического развития региона, адаптацией жизнедеятельности к изменению климата, реализацией программ по изучению и защите окружающей среды, а также совместными действиями в области сохранения биоразнообразия. Исходя из этого, необходимо восстанавливать полноценное функционирование Арктического совета, а без России, самой крупной арктической державы, это сделать будет невозможно.

 

[1] Arctic Council Strategic Plan 2021 to 2030. 20.05.2021. URL: https://oaarchive.arcticcouncil.org/bitstream/handle/11374/2601/MMIS12_2021_REYKJAVIK_Strategic-Plan_2021- 2030.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 25.06.2021)