Статьи
14-09-22 03:55
Надежда Филиппова, Владимир Власов, Вениамин Богумил Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, Москва, Россия
Планирование грузоперевозок cеверного завоза в Арктической зоне России с использованием математических методов прогнозирования

Развитие Арктической зоны России, является приоритетной задачей, основные направления решения которой определены в недавно принятой стратегии развития данного региона [1]. Одной из проблем реализации данной стратегии является обеспечение всем необходимым для комфортного проживания работающих в Арктике специалистов и членов их семей.

Доставка грузов конечному потребителю в районы севера России и Арктики является сложной жизнеобеспечивающей задачей для населения этих районов, решаемой, в большинстве случаев, на основе мультимодального перевозочного процесса, конечный этап которого обеспечивается автомобильным транспортом и, в исключительных случаях, авиационным транспортом. Основными особенностями данного процесса являются разнообразие грузов первой необходимости, которые требуется доставить конечному потребителю, и критическая зависимость от климатических условий, поскольку значительная часть транспортной сети Арктической зоны России, это временные транспортные пути, период действия которых непосредственно зависит от климатических условий в регионе пролегания транспортных путей.

В статье рассмотрены основные вопросы, касающиеся планирования перевозок топлива в населённые пункты севера России на примере Якутии.

Актуальность вопроса

Значение Севера России для экономики определяется, прежде всего, его сырьевым потенциалом. Арктика является мощным энергетическим сектором России, движущей силой развития на Крайнем Севере. На Арктику приходится более 90% добычи природного газа в России и 17% нефти  [2]. Заготавливается 37% деловой древесины, производится основная часть цветных, редких металлов и золота и многие другие важные виды продукции, обеспечивающие в совокупности до 60% экспорта страны. Север даёт 15-20% суммарного ВРП и является в целом устойчивым поставщиком денежных средств в федеральный бюджет. Спрос на продукцию, сырье и полезные ископаемые северных регионов ежегодно увеличивается, что приводит к постоянному увеличению объёмов перевозимых грузов [3]. Стратегическая роль Севера России и Арктической зоны России определяется тем, что большинство видов профильной продукции, природных ресурсов Севера безальтернативно с позиции их возможного производства или добычи в других районах страны [4].  Однако, для обустройства неосвоенных территорий, обеспечения нормальной жизни работающих там людей, необходимы в значительных количествах строительные материалы, топливо, машины, оборудование, продовольственные и другие товары, значительную часть которых необходимо завозить на эти территории. В этих условиях транспорт становится одним из решающих факторов успешного развития производительных сил, разведки и добычи полезных ископаемых.

Доставка грузов конечному потребителю в районы севера России реализуется в большинстве случаев на основе мультимодального перевозочного процесса,  конечный этап которого обеспечивается автомобильным транспортом. На рисунке 1 показаны возможные схемы перевозок различных грузов северного завоза.

Рисунок 1 ̶ Основные схемы доставки грузов северного завоза конечному потребителю [5]

Прогнозирование важнейший элемент планирования перевозок грузов северного завоза для Якутии

Анализ схемы доставки грузов северного завоза конечному потребителю в Якутии показывает, что значительную роль доставки грузов северного завоза играет речной транспорт, работающий в летнюю навигацию  и автомобильный транспорт, обеспечивающий перевозку  грузов не только по постоянным дорогам, но и временным дорогам,  ̶  автозимникам. Поскольку значительная часть транспортных путей в Якутии, это временные транспортные пути, отсюда следует, что прогнозирование природных явлений, влияющих на сроки функционирования этих путей является важнейшим элементом процесса планирования перевозок грузов северного завоза в данном регионе. Проведённый анализ климатических особенностей населённых пунктов  в различных частях Республики Саха (Якутия) показал, что они имеют значимое отличие для прогнозирования сроков ледовых явлений и периодов работы зимников. Такое различие объясняется, во-первых, огромной протяжённостью территории республики, как с Севера на Юг, так и с Запада на Восток, во-вторых, нахождением части территории Якутии в Арктической зоне.   Это означает, что решение прогнозных задач необходимо вести для отдельных районов республики, определяемых климатическими особенностями, с целью достижения необходимой точности прогноза.  Нами выделено шесть районов, для которых отдельно необходимо решать задачу прогнозирования природных явлений. При этом определено, что во всех районах осуществляются перевозки по автозимникам в зимний период, вследствие чего задача прогнозирования периодов работы автозимников для каждого района является весьма важной.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённый анализ транспортной доступности различных районов Якутии  показал, что они не имеет круглогодичного транспортного обслуживания. Это значительно затрудняет выполнение планов северного завоза. Более того, по естественным природно-климатическим характеристикам многие населённые пункты могут снабжаться продовольствием, топливом только в летний и зимний период эксплуатации по временным транспортным путям с перерывами, связанными  с бездорожьем на суше и ледниковыми явлениями на реках. В связи с этим, планирование процессов доставки грузов северного завоза на основе использования математических моделей прогнозирования сроков действия временных транспортных путей является актуальной.

 

Список использованных источников

  1. Стратегия развития Арктики на период с октября 2020 по 2035 год (Утверждена Указом Президента России от 26 октября 2020 года № 645)
  2. Филиппова Н.А. Методология организации мультимодальной транспортной системы / Н.А. Филиппова, В.М. Беляев // Технические науки в мире: от теории к практике/Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2014. –с. 43 – 45
  3. Официальная статистическая методология организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен. Утверждена приказом Росстата № 734 от 30 декабря 2014г.).
  4. Лузин Г.П., Васильев В.В. Организационный и экономический механизм северного завоза. Изд.второе, дополненное. — Апатиты: изд. КНЦ РАН, 1998. 100 с.
  5. Филиппова Н.А. Повышение эффективности доставки грузов для севера России на основе управления рисками (Дисс. д.т.н.), М. 2019. – 368 с.
  6. Семенов С.М., Гельвер Е.С. Синусоидальная аппроксимация годового хода среднесуточной температуры воздуха на территории России в XX веке // Метеорология и гидрология. 2002. № 11. С. 25–30.
  7. Хромов С.П., Петросянц М.А. Метеорология и климатология: Учебник. 5-е издание. М.: Изд. МГУ, 2001. 528 с.