Нефтегазовый комплекс России, его месторождения и инфраструктура – это залог территориальной целостности страны, гарант устойчивого функционирования экономики, важнейшая составляющая экспортного потенциала и бюджетных доходов. Добыча нефти и газа по всему миру сопровождается многими технологическими и экономическими трудностями: большие затраты на разработку новых технологий для добычи трудноизвлекаемых запасов не дают гарантий на получение прибыли.
Кроме того, с каждым годом растут требования к качеству выполнения работы, что вызывает необходимость разработки и применения инновационных цифровых технологий в нефтегазовой отрасли, в особенности в Арктике.
Из всех направлений цифровой трансформации нефтяной отрасли самым перспективным на данный момент является робототехника, так как ее внедрение позволит персоналу компании снизить риски во время работы в различных климатических условиях, сократить время, которое требуется на принятие различных решений и выполнение работы, а также увеличить эффективность технологических процессов в целом. Роботы могут использоваться практически на всех этапах жизни скважины, начиная от подготовительных работ и заканчивая выводом ее из эксплуатации, а также для предотвращения различных чрезвычайных ситуаций.
На данный момент наиболее перспективным направлением в роботизации Арктического региона является применение подводных добычных комплексов (ПДК), так как данная технология имеет ряд достоинств: значительные экономические выгоды в сравнении с морскими платформами, возможность полной автономной эксплуатации и бесперебойности работ в суровых климатических условиях.
Потребность российских нефтегазовых компаний в элементах подводных добычных комплексов до 2035 года оценивается в 400 единиц, в то время как начало серийного производства на российском рынке было запланировано на 2021 год. Российские компании уже приступили к разработке прототипов перспективных автономных подводных комплексов сейсморазведки и бурения. Так, первый отечественный комплекс подводной добычи углеводородов был показан на стенде «Газпрома» в рамках ПМГФ-2019. Данная технология дает возможность добывать газ подо льдом, а также оказывает минимальное воздействие на хрупкую экосистему Арктики.
Также, помимо развития ПДК, Росатом ведет работы по созданию цифровой модели безэкипажных транспортных судов, что является наиболее перспективным направлением применения информационных технологий в области морского и речного транспорта. «Вертолеты России» планируют начать летные испытания беспилотного вертолета радаром бокового обзора для ведения ледовой разведки и эксплуатации в условиях Арктики. А «Адмиралтейские верфи» уже в 2020 году спустили на воду самодвижущуюся платформу «Северный полюс».
Что касается нормативного регулирования роботизации в РФ, в настоящее время оно не составляет единой системы. Регулирование в значительной степени строится на упоминании роботов в отдельных указах Президента РФ, актах Правительства РФ и актах министерств. Одним из опорных стандартов в сфере правового регулирования роботизации является «ГОСТ Р 60.6.3.1- 2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Роботы и робототехнические устройства. Методы испытаний сервисных мобильных роботов для работы в экстремальных условиях. Термины и определения».
Таким образом, одной из основных задач для отрасли является взаимодействие с правительствами и отраслевыми регуляторами для обеспечения соответствия правовой базы возможностям робототехнических систем. С этой целью вводятся ведомственные инициативы, которые направлены на содействие внедрению робототехники в промышленность. Примером таких инициатив является Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года».
Одной из целей Российской Федерации во внешней политике является укрепление международного сотрудничества, в том числе в Арктическом регионе, и расширение географии совместных с зарубежными странами проектов. В сфере роботизации наиболее значимой организацией является Международная Федерация Робототехники. В этой организации состоит Национальная Ассоциация Участников Рынка Робототехники, представляющая объединение российских и зарубежных компаний и университетов-разработчиков роботов и ПО.
Многие страны, такие как: Япония, Китай, Германия, США, ввели Национальные программы по роботизации, значительно увеличив финансирование в данную сферу. При этом государства делают акцент на реализацию международных проектов. Следует также учесть фактор технологического соперничества между странами, что обостряет отношения на международной арене.
С экономической точки зрения внедрение роботизации в Арктике сопровождается рядом проблем, в первую очередь, такой как цифровое неравенство. Введение новых технологий сопряжено с дополнительными финансовыми и организационными сложностями. Многие нефтегазовые компании справедливо опасаются снижения прибыли от подобных нововведений, поскольку нуждаются в дополнительном финансировании.
Одним из главных достоинств цифровизации Арктики являются низкие температуры, которые идеально подходят для охлаждения компьютерной техники. Такие климатические условия позволяют снижать затраты на эксплуатацию до 40%.
В будущем развитие роботизации на Севере приведёт к расширению возможностей в сфере разведки, добычи и переработки углеводородов, а также к привлечению инвестиций на улучшение инфраструктуры регионов.
Автоматизация и роботизация технологических процессов, несомненно, приведет к изменению кадровой политики. Существует две позиции на влияние роботизации на кадровые составы: тогда как одни специалисты ожидают значительное сокращение рабочих мест ввиду замены человеческой силы на робототехнику, другие отмечают, что роботизация поможет создать новые рабочие места за счет наращивания мощностей производств. При этом необходимы специализированные программы подготовки кадров, разработки и локализации отечественного оборудования и программного обеспечения.
Важным аспектом роботизации является наличие рисков информационной безопасности. Использование и хранение данных роботами в Арктическом регионе, где сосредоточены национальные интересы разных стран, может привести к возникновению угроз для государства и международного сотрудничества.
Подводя итог, можно смело утверждать, что на данный момент российский рынок недостаточно конкурентоспособен в данной сфере, и именно поэтому так необходимо развивать столь перспективное направление, которое поможет сделать нашу экономику стабильной и независимой от внешних факторов.