Статьи
14-06-21 12:08
Виджай Сакуджа, доктор философии, бывший директор Национального Морского Фонда, Нью-Дели, Индия
Технологии четвертой промышленной революции в развитии Арктики.

В мае 2021 года Россия снова на два года стала Председателем Арктического совета; последний раз эта задача возлагалась на нее в период с 2004 по 2006 год. Николай Корчунов, посол России по особым поручениям, объявил, что за время председательства Россия будет уделять непосредственное внимание постоянному и планомерному развитию Арктики. Будет продолжен сбалансированный подход, нацеленный на «минимизацию отрицательных последствий изменения климата» вкупе с поиском «новых возможностей как в морской навигации, так и в добыче и переработке природных ресурсов».

В тоже время, Президент России Владимир Путин подчеркнул, что развитие экономики в Арктическом регионе, включая использование Северного морского пути, который может в обозримом будущем стать открытым круглый год, является одним из главных приоритетов.

Этот наглядно демонстрирует, что технологии четвертой промышленной революции могут быть использованы Россией не только для того, чтобы уменьшить эффекты изменения климата, но и обеспечить безопасную навигацию в Арктике и взять под контроль освоение ресурсов (как биологических, так и небиологических) на постоянной основе.

Изменение климата

 Согласно докладам прибрежных стран Арктики, таяние арктического льда достигло невиданных темпов, а ледяной покров сокращается. Среди прочих причин отмечены глобальное потепление и изменение климата в Арктическом регионе. В марте 2021 года Национальный центр данных по исследованию снега и льда США (NSIDC) сообщил, что «максимальная площадь зимнего обледенения в этом году на 870 000 км2 меньше, чем в среднем в течении 1981-2010 годов». Кроме того, температура приземного воздуха в некоторых районах была более 12 градусов по Цельсию в то время как в ноябре 2020 года в среднем была на уровне 4-6 градусов по Цельсию-. Эти данные, полученные с помощью спутников, позволяют проследить рост темпов таяния морского льда и помогают определить состояние арктического морского льда. С этим тесно связана проблема экологии в регионе, которая влияет на жизнь обитателей морских и прибрежных зон, как на льду, так и под ним.

Существует огромный потенциал для использования промышленных технологий 4.0, таких как искусственный интеллект, машинное обучение и большие данные, которые можно задействовать для анализа изменений климата и влияния на компоненты земной системы, и как все это в совокупности может вызывать и усугублять таяние арктических льдов. Уже сейчас эти технологии используются для прогнозирования изменений толщины ледового покрова и снега в Арктике, что позволит ученым и исследователям делать более точные климатические прогнозы.

Так, например, в 2020 году в сибирской тундре появился массивный кратер, образовавшийся в результате взрыва пинго (холмов в форме купола с ледяным ядром) или холмов, образовавшихся в результате выброса метана, толкающего лед и скалы в воздух, что создает круглую полость в ландшафте. Считается, что появление этих пинго связано именно с изменением климата. Это уже семнадцатый случай образования кратера с 2013 года на Ямале и Гыданском полуострове в Российской Арктике. Изучение спутниковых изображений, и аэрофотосъемки дронов изнутри кратера, а также создание трёхмерной модели кратера и гигантской полости в земном льде, вкупе с искусственным интеллектом помогает выявить причину появления кратеров, а также определить размер, форму и глубину пинго.

Навигация в Арктике

Мировое сообщество не отрицает тот факт, темпы развития судоходства в Арктическом регионе по Северному морскому пути стремительно увеличиваются. В 2020 году объем грузовых перевозок составил 32,97 млн. тонн, что на 4,7 % больше прошлого года и, согласно прогнозам, вырастет до 80 млн. тонн в 2024 году. Хотя эта тенденция является весьма обнадеживающей, перемещение судов в Арктическом регионе, считается опасной из навигаций из-за непредсказуемой ледовой обстановки, слабой защищенности от льда судов, неразвитой навигационной инфраструктуры и стресса для людей, работающих на борту. Нередки случаи отхождения судов от обозначенного маршрута и возникновения из-за этого чрезвычайных ситуаций, требующих поисково-спасательных операций, для которых приходится задействовать вертолеты.

Обычно поисково-спасательные операции проводятся с использованием пилотируемых воздушных средств, таких как вертолеты и летальные аппараты наблюдения. Но беспилотные летательные аппараты (БПЛА) доказали свою эффективность при выполнении самых разных задач по поиску и спасению, сбору данных, наблюдению и разведке, а также экстренной доставке медицинского оборудования и продовольствия. Для этих целей наиболее предпочтительны небольшие дроны: они дешевые и коммерчески доступны. Их эффективность увеличивается, если применять их в составе роя, особенно если действовать предстоит в сложных погодных условиях

Освоение ресурсов

Как всем известно, Арктика располагает биологическими и ископаемыми ресурсами; однако из-за уменьшения арктического ледяного покрова человек в спешке пытается извлечь как можно больше новых найденных богатств. Примечательно, что минеральные богатства Арктики залегают в пределах 300-500 морских миль от береговой линии, из-за чего добыча в этом регионе более привлекательна, чем на Северном полюсе. Сейчас страны Арктического региона разрабатывают технологию добычи этих ресурсов в суровых климатических условиях, а также готовятся к их транспортировке по сложному морскому маршруту.

Что касается России, то в 2020 году президент Владимир Путин изложил политические планы России в Арктике на период до 2035 года. В течение этого периода Россия построит меньшей мере 40 арктических судов, проведет модернизацию сопутствующей инфраструктуры морского и наземного сообщения и упростит освоение природных ресурсов региона. Эта стратегия также учитывает принцип устойчивости и направлена на «предотвращение ущерба инфраструктуре в результате глобального изменения климата», что часто происходит в северных широтах в результате таяния вечной мерзлоты, наводнений и лесных пожаров. Планы также предусматривают обеспечение экономической и экологической устойчивости в регионе путем «создания специального экономического режима, стимулирующего переход к цикличной экономике».

Озвученные планы действительно очень амбициозны, но для достижения некоторых, если не всех, целей необходимо использование технологий 4.0.

Арктическая экосистема представляет из себя хранилище огромных объемов данных, которые с трудом поддаются структурированию, из-за чего сложно определить актуальные пути развития, выявить тренды и найти угрозы недостижения целей стратегиий. Именно поэтому интеграция данных с использованием технологий 4.0 приобретает решающее значение по мере трансформации коммерческих морских операций в Арктике, в условиях климатических изменений и преображения морской экосистемы, а также активности в регионе со стороны многих других государств. По сути, анализ данных — это передовая технология для любого последовательного плана развития Арктического региона.

Рекомендации

  • Россия должна вкладываться в технологии0, чтобы эффективно использовать потенциал Арктики.
  • Необходимо обучение специалистов со знанием технологий 4.0 для выполнения целого ряда работ по профилям белых и синих воротничков.
  • Технологии 4.0 могут потенциально сократить разрыв между спросом и предложением нового поколения специалистов и техников в области морских перевозок.
  • Нельзя недооценивать роль предпринимателей, новообразованных предприятий, средних и малых предприятий в освоении региона.
  • России следует ознакомиться с материалами Arctic Domain Awareness для предотвращения чрезвычайных ситуаций, обеспечения готовности и реагирования на любые происшествия в регионе, особенно в случае проведения поисково-спасательных операций.м