В последние годы появляется все больше свидетельств того, что Китай и Россия объединяют усилия и развивают сотрудничество в различных областях. Взаимодействие двух стран значительно интенсифицировалось после 2014 года на фоне роста напряженности в отношениях России с Западом. Экономические санкции и затруднение получения доступа к финансированию и технологиям спровоцировали поворот российской внешней политики на восток, в том числе в Арктике [1]. В 2019 году Президент РФ Владимир Путин и Генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин подписали Совместное заявление о развитии отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху. Что касается Арктики, документ направлен на укрепление сотрудничества Китая и России в расширении разведки и использования морских маршрутов, инфраструктуры и ресурсов.
Несмотря на заявления на высоком уровне о все более тесном сотрудничестве и соглашения, заключенные между Россией и Китаем, две страны все еще далеки от действительно эффективного сотрудничества в сфере цифровизации морского инжиниринга, судостроения и других отраслей в Арктике. Тот факт, что Китай является околоарктической страной, определяет круг национальных интересов в регионе, который несколько отличается от российского. В Белой книге по арктической политике Китай определяет «изменение климата, окружающую среду, научные исследования, использование морских путей, разведку и эксплуатацию ресурсов, безопасность и глобальное управление» [2] в качестве приоритетных областей межрегионального и международного сотрудничества в Арктике. Очевидно, что вопросы цифровизации напрямую не упоминаются в документе (только одной фразой говорится о развитии цифровой взаимосвязанности в Артике и строительстве глобальной сетевой инфраструктуры), но косвенно тематика цифровизации выражается в таких приоритетах, как «использование морских маршрутов» и «разведка ресурсов».
В области освоения Арктики Китай особо выделяет исследования по разработке полярного оборудования в области глубоководных изысканий, разведки ледовых зон, эксплуатации природных ресурсов, развития возобновляемых источников энергии, навигации и мониторинга в ледовых зонах, а также строительства ледоколов нового типа. Использование ресурсов Арктики включает в себя развитие судоходных маршрутов в Северном Ледовитом океане для развития Полярного Шелкового пути и участие в разведке и разработке нефтяных, газовых, минеральных и других ресурсов. Китай «призывает к укреплению международного сотрудничества в области строительства инфраструктуры и эксплуатации арктических маршрутов» [2] и уделяет приоритетное внимание строительству инфраструктуры Полярного Шелкового пути, безопасности судоходства и гидрографическим исследованиям для улучшения логистических возможностей Северного морского пути (СМП) и Северо-Восточного, Северо-Западного и Центрального проходов.
Китай уделяет особое внимание потенциальному вкладу в расширение судоходства в Арктике и в качестве приорита определяет развитие морской техники. К настоящему времени эксплуатация исследовательских судов и станций позволила Китаю разработать комплексную систему наблюдений, охватывающую морские акватории, ледовые зоны и снежные покрытия, а также атмосферу Арктики. Использование этой платформы могло бы способствовать совершенствованию системы управления обеспечением безопасности судоходства, приоритетной для России. Как Китай, так и Россия подчеркивают стратегическое значение технологий для освоения ресурсов и исследования морских маршрутов в Северном Ледовитом океане с точки зрения грузоперевозок. В Белой книге говорится, что «китайские технологии должны сыграть важную роль в расширении сети морских маршрутов в Арктике» [2]. Во многом приоритеты, заявленные Китаем, соответствуют стратегическим потребностям России в морском оборудовании и решениях в области цифровизации судостроения, навигации, мониторинга климата и льда и других видов деятельности.
Китайские компании и исследовательские институты могли бы внести свой вклад в устранение тех технологических и технических проблем, с которыми сталкивается Россия, путем модернизации оборудования в области глубоководных исследований, разведки ледовых зон и наблюдения за атмосферой. Кроме того, Китай мог бы стать источником технологических инноваций в сферах бурения и эксплуатации нефтяных и газовых скважин, развития возобновляемых источников энергии, навигации и мониторинга в ледовых зонах, а также проектирования ледоколов.
В области цифровизации морского инжиниринга перспективными направлениями сотрудничества между Китаем и Россией являются инженерные проекты морских судов и оборудования (робототехника, морские платформы, подводные установки) и цифровые технологии (дополненная реальность, 3D-моделирование, роботы, технологии роевого интеллекта). В целях содействия участию китайских поставщиков качественного и сертифицированного судового оборудования в проектах судостроения в России, ООО «Китайская судостроительная торговая компания» (CSTC) и АО «Судоэкспорт» (Sudoexport JSC) совместно подготовлен расширенный перечень китайских компаний –производителей судового оборудования, которое может быть использовано при проектировке и строительстве судов на российских верфях. АО «Центр технологий судостроения и судоремонта» и Китайская национальная ассоциация судостроительной индустрии (CANSI) сотрудничают по таким направлениям, как создание цифровых двойников судовой трубопроводной арматуры и виртуальных испытательных стендов для ее контроля, разработка передовых технологий испытаний судовой трубопроводной арматуры, защита от шума судовых пневматических систем, внедрение гибридного формообразования деталей судовой трубопроводной арматуры (аддитивное производство), создание трубопроводной системы с применением полимерных композиционных материалов, создание научно-производственного комплекса по проектированию, изготовлению, ремонту, испытаниям и сертификации судовой трубопроводной арматуры.
Использование беспилотных летательных аппаратов для мониторинга льда, навигации, геофизических и метеорологических исследований является развивающимся сектором в Арктике. Китай выступает в качестве одного из мировых лидеров в области беспилотных летательных решений и мог бы внести свой вклад в технологии проектирования и строительства тяжелых беспилотных летательных аппаратов большой дальности, необходимых для мониторинга дальних высокоширотных маршрутов СМП. Кроме того, существует спрос на беспилотные летательные аппараты средней дальности с двигателями внутреннего сгорания и бортовые роботы малой дальности для быстрого оперативного обследования ледовой обстановки.
Китайские компании также могут принять участие в (1) разработке беспилотных навигационных технологий, которые недавно начались в России, включая компьютерное зрение, автоматическую навигацию, техническую проверку и регистрацию данных; (2) замене американского и европейского радиолокационного оборудования на российском рынке (метеорологические буи, малые низковысотные космические аппараты для мониторинга климата, ледовых условий и навигации); и (3) интеллектуальные географические информационные услуги для анализа данных и визуализации навигационных карт. Стоит особо отметить актуальность создания совместного многофункционального информационного центра для обеспечения практического сотрудничества двух стран.
Очевидно, что возможности для прорывов во многих областях инженерного сотрудничества в Арктике несколько ограничены различными правилами, применяемыми как Россией, так и Китаем. Наиболее существенные из них включают вопросы национальной безопасности, двойное использование технологий в гражданских и военных целях, политику импортозамещения и другие. Поэтому в определенной степени практическое применение «чувствительных» технологий может быть сперва опробовано в сфере исследований и разработок. Создание совместных исследовательских центров могло бы внести существенный вклад в развитие передовых цифровых технологий для Арктики. Недавними примерами являются Китайско-Российский инновационный центр развития морской техники, учрежденный между Отраслевым центром «Маринет» и Исследовательским институтом Харбинского инженерного университета в г. Яньтай, Китайско-Российский арктический исследовательский центр, созданный между Пилотной Национальной лабораторией по морской науке и технике в г. Циндао и Институтом океанологии им. П.П. Ширшова РАН, а также Российско-Китайский арктический исследовательский консорциум, инициированный Харбинским инженерным университетом и Северным (Арктическим) федеральным университетом в г. Архангельске.
Осуществляется сотрудничество между ФГУП «Крыловский государственный научный центр» и Научно-исследовательским центром судостроения Китая (CSSRC), Морским проектно-исследовательским институтом Китая (MARIC), судостроительной верфью Hudong-Zhonghua Shipbuilding (Group) Co., Ltd., Shanghai и Харбинским инженерным университетом в области глубоководной техники, ледовой инженерии и технологий, подготовки кадров и создания ледотехнических лабораторий. ФГУП «Крыловский государственный научный центр» также взаимодействует с Оффшорным инженерным институтом ЛТД (CIMC) в области разработки оборудования для разведки и бурения для арктических морских нефтегазовых проектов и полярной морской транспортной техники и с Шанхайским технологическим институтом судостроения в области производства корпусов из композитных материалов.
Между Харбинским инженерным университетом и Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом ведется работа по созданию совместной российско-китайской лаборатории полярных технологий в рамках инициативы «Один Пояс – Один Путь». Также на базе масштабной научной инфраструктуры по арктической науке и технологиям планируется создать Международный исследовательский центр в г Харбине. Такие форматы международных исследовательских центров очень перспективны с точки зрения сближения позиций Китая и России в Арктике, понимания взаимных интересов двух стран, избежания столкновений в наиболее чувствительных областях и выработки мер по достижению взаимной выгоды в сфере цифровизации морского инжиниринга.
Благодарность
Настоящее исследование подготовлено при поддержке Китайско-Российского фонда сотрудничества Харбинского инженерного университета.