Статьи
14-06-21 11:50
Озкан Истанбуллу, Технический офицер, Подразделение по эксплуатационной безопасности и человеческому фактору, Управление безопасности на море, Международная морская организация
Взгляд ИМО на судоходство в Арктике и на будущее судоходства

Давно прошло то время, когда Северный Ледовитый океан представлялся отдаленным и неизвестным. Это далекое от нас чудо света постоянно вызывает интерес как со стороны государств, имеющих к нему выход, так и со стороны других государств; причины тому различны – богатство природных ресурсов, бесценные хранящиеся там научные данные, развитие судоходства в Арктике или, например, потенциал развития арктического туризма.

Ранние этапы истории судоходства в водах Арктики полны трагических примеров, однако теперь это уже не такое место, откуда не возвращаются. Наоборот, судоходная активность в водах Арктики возрастает год от года. В этом серьезную роль сыграло глобальное потепление, таяние полярных льдов способствовало тому, что судоходные пути в Арктике стало возможным использовать более активно и более длительное время в течение года.

Глобальные стандарты устанавливает Международная морская организация (ИМО), специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, занимающееся вопросами безопасности и защищенности судоходства и предотвращения загрязнения моря и воздуха с судов. Воды Арктики в этом отношении заслуживают особого внимания, и поэтому ИМО приняла Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс), который вступил в силу 1 января 2017 года и получил обязательную силу согласно как Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (Конвенция СОЛАС), так и Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (Конвенция МАРПОЛ).

Одной из основных обязанностей ИМО является постоянный мониторинг новых разработок в морской отрасли и введение новых правил и систем с тем, чтобы способствовать безопасному, эффективному и экологически рациональному судоходству в соответствии с принципами устойчивого развития. В данном контексте последние разработки и новшества технологий связи, в частности, переход в цифровой формат, играют жизненно важную роль в рамках международной регулятивной системы, учрежденной и поддерживаемой ИМО. В настоящий момент ИМО занимается целым рядом проектов высокого уровня с привлечением новейших технологий; эти проекты являются результатом цифровой трансформации, происходящей в судоходстве, в системах связи, в правительстве, в секторе глобальных сообщений и даже в ежедневной жизни обычных людей.

Морская радиосвязь

В 2010 году ИМО приступила к сложной задаче модернизации Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ), которая является обязательной согласно главе IV (Радиосвязь) Конвенции СОЛАС; цель состояла в том, чтобы сделать возможным использование в ГМССБ современных систем связи и отменить требования в отношении некоторых устаревших систем. Основной целью ГМССБ является передача сообщений при бедствии, срочных и относящихся к безопасности сообщений с тем, чтобы предоставить морякам надежный доступ к спутниковой и/или земной радиосвязи, когда им это необходимо.

После многих лет совместной работы при участии государств-членов ИМО, включая пять основателей Международного экспертного Совета по сотрудничеству в Арктике (IECCA), международные организации и партнеров из отрасли, в апреле 2021 года, на восьмом заседании Подкомитета ИМО по мореплаванию, связи и поиску и спасанию (NCSR) был достигнут важный рубеж. Подкомитет NCSR подготовил проект поправок к Конвенции СОЛАС, в частности, к главе IV и к другим соответствующим документам; эти поправки, как ожидается, вступят в силу 1 января 2024 года при условии одобрения и последующего принятия проекта поправок Комитетом по безопасности на море (КБМ) ИМО на его 104-й (четвертый квартал 2021 года) и 105-й (второй квартал 2022 года) сессиях, соответственно.

В контексте последних разработок, особенно в том, что касается полярных вод, стоит отметить признание новых предоставляемых «Иридиум» для использования в ГМССБ услуг морской подвижной спутниковой связи. «Иридиум» – это второй после Инмарсат с момента создания ГМССБ в 1999 году признанный ИМО поставщик услуг морской подвижной спутниковой связи (см. резолюцию MSC.451(99)) и первая система, охватывающая оба полярных региона.

Кроме того, ИМО продолжает осуществлять мониторинг и вскоре, как предполагается, приступит к разработке вопросов в отношении использования системы обмена данными ОВЧ (VDES) и цифровой системы навигационных данных (NAVDAT), в которых используются современные технологии цифровой обработки сигналов.

Всемирная радионавигационная система

По мере возрастания применения на судах цифровых технологий и приложений, особенно в системах навигации и связи, в последние десятилетия во много раз возросла зависимость от глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС), и необходимостью для судоходства стало постоянное обеспечение надежной связи для ГНСС. ИМО уже признала в качестве компонентов Всемирной радионавигационной системы (ВРНС) системы GPS, GLONASS, Galileo, BeiDou и IRNSS, что способствовало совершенствованию предоставления различными спутниковыми системами данных по местоположению, скорости и времени. Кроме того, ИМО в настоящее время рассматривает вопрос о признании в качестве компонента ВРНС японской спутниковой системы «Quasi-Zenith» (QZSS).

Электронная навигация

Новые разработки в области электронной навигации предназначены для того, чтобы удовлетворить потребности пользователей, как существующие, таки будущие, посредством гармонизированного сбора, интегрирования, обмена морской информацией, ее представления и анализа как на судне, так и на берегу при помощи электронных средств с тем, чтобы усовершенствовать навигационные вопросы и другие соответствующие аспекты в режиме «от причала до причала» в целях безопасности и защищенности на море, защиты морской среды, снижения административного бремени и, в конечном итоге, повышения эффективности морских сообщений и транспорта.

ИМО уже одобрены некоторые руководства и рекомендации по вопросу электронной навигации, которые были определены как входящие в состав циркуляра e-navigation Strategy Implementation Plan – Update 1 (MSC.1/Circ.1595), утвержденного Комитетом по безопасности на море в мае 2018 года.

ИМО является ведущей стороной в работе по электронной навигации, при этом в процессе также участвуют другие международные организации, такие как ВМО, МГО, МАМС, ИМПА и МАМЗ, представители отрасли и государства-члены, которые способствуют проведению работы согласно стратегическому плану по осуществлению электронной навигации.

Проводимая в настоящее время работа посвящена в основном вопросам гармонизации морских услуг, при помощи которых судам предоставляется морская информация или осуществляется обмен такой информацией и данными, включая, но не ограничиваясь перечисленным, информацию по движению судов, по навигационной поддержке, организации движения, информацию по безопасности на море, по лоцманской проводке, по буксирам, связь судна с берегом, информацию о медицинской помощи с воздуха, информацию о местных портах, навигационные карты и издания, ледовую информацию, метеорологические, гидрографические данные и информацию об окружающих условиях, услуги поиска и спасания и другие услуги, которые в будущем могут быть разработаны и будут применяться.

Морские автономные надводные суда (МАНС)

Следуя успешным примерам в автомобильной и авиационной отраслях, морской сектор изучает вопрос применения автономной технологии на судах с тем, чтобы разработать для судоходства безопасные и рентабельные решения высокого качества. При изучении возможных решений, в которых используются инновационные технологии, стало очевидным, что требуется четкое руководство по регулятивным аспектам автономных судов.

С этой целью ИМО в 2018 году приступила к обзору нормативной базы для использования морских автономных надводных судов (МАНС) с тем, чтобы выявить в международной регулятивной системе ИМО пробелы либо остающиеся нерешенными вопросы, касающиеся автономности систем и применения новых технологий для операций с удаленным управлением или без участия человека. Это многогранный вопрос, который окажет воздействие на многие аспекты судоходства, включая безопасность, охрану, взаимодействие с портами и другими судами, лоцманскую проводку, реагирование на инциденты и морскую среду.

Обзор нормативной базы по относящимся к безопасности документам был завершен на 103-й сессии КБМ (май 2021 года). По итогам этого обзора определены направления в отношении последующей разработки регулятивных аспектов и стратегии по рассмотрению МАНС в рамках регулятивной системы ИМО.

В настоящий момент с целью обеспечения того, чтобы испытания МАНС проводились с соблюдением требований безопасности, защищенности, защиты окружающей среды, а также чтобы релевантные стороны и органы власти сообщали в ИМО о результатах и опыте, приобретенном в ходе таких испытаний, применяется циркуляр Interim guidelines for MASS trials (MSC.1/Circ.1604).

Заключение

Цифровая трансформация в судоходстве продолжает совершенствоваться в русле технологического развития и потребностей пользователей. Признавая ведущую роль судоходства в глобальной цепочке поставок, ИМО по-прежнему будет играть ведущую роль в этом направлении, стремясь сделать судоходство наиболее эффективным, безопасным и экологически рациональным видом транспорта на Земле.