Статьи
14-06-21 11:47
Мищенко Вячеслав Михайлович - руководитель Центра анализа стратегии и технологий развития ТЭК, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина
Восточный вектор развития

В начале сентября во Владивостоке прошел ежегодный Восточный экономический форум (ВЭФ). На первый взгляд мероприятие прошло в обычном режиме, организаторы подготовили стандартный набор деловых программ с традиционным подписанием международных соглашений на полях форума и официальным стартом уже реализованных на Дальнем Востоке проектов. К слову – в этом году на ВЭФ зарубежные партнеры подписали с российскими компаниями более двух десятков международных соглашений и наибольшее количество заключили представители Китая и Японии.

И тем не менее, можно уверенно сказать, что в этом году повестка ВЭФ стала одной из самых необычных за всю историю проведения. Речь идет в первую очередь о комбинации масштабности задач и уровня проработки и детализации проектов.

Тема Северного морского пути, а соответственно и развития российской Арктики на полях ВЭФ стала одной из центральных. Рост грузоперевозок по этому маршруту уже идет с опережением плана. Пока речь идет о миллионах тонн, но со спуском на воду нового ледокола "Сибирь" объемы кратно увеличатся.

Впервые на форуме прозвучало понятие Большого Северного морского пути (БСМП) – от границ с Норвегией до Корейского полуострова. Это больше восьми тысяч километров пути. В таком маршруте заинтересованность проявили и крупные международные перевозчики и грузоотправители.

"Осуществление транзита с мощных, развивающихся рынков юго-восточной Азии в Европу. Соответственно, с высокотехнологичных рынков Европы в юго-восточную Азию гораздо выгоднее и эффективнее проводить через северные широты, чем через длинные южные коридоры", – отметил в своем выступлении Алексей Лихачев, гендиректор "Росатома". – Очень важно понимать, что Большой Северный морской путь станет импульсом развития для дальневосточного региона. Потому что будут построены, в частности, во Владивостоке, перегрузочные узлы для перевалки грузов – с обычных судов на суда ледового класса".

Прозвучали и другие масштабные проекты, такие как: строительство Тихоокеанской железной дороги и нового порта на 30 млн тонн, также, это и развитие восточного полигона, то есть расширение БАМа.

Но как известно «восток – дело тонкое» и с представителями этой части света необходимо выстраивать взаимоотношения, основанные не только на красивых инвестиционных планах, но и на основе реальных дел и экономических достижений.   Нужны конкретные цифры и реализованные проекты. Восточные партнеры России с большим вниманием следят за развитием нашего Дальнего Востока – кто-то в ожидании усиления позиций России, а кто-то и с тайной надеждой на ослабление или даже уход нашей страны из восточной большой игры.

Не будем лукавить, дальневосточные регионы России не первый год сталкиваются с серьезными трудностями в экономике, демографии, транспортной логистике и другими. Продолжается отток населения. И все это происходит на фоне динамично развивающихся азиатских соседей, которые не знакомы с демографическими проблемами.

Наверное, в этом контексте самое знаковое событие на ВЭФ 2021 это решение правительства о превращении Владивостока в город-миллионник. Рядом с Владивостоком планируется построить новый город Спутник с площадью в 3 млн кв. м и населением в 300 тысяч человек. Город будет строиться в 30 км от Владивостока в ТОР «Надеждинская». Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков на форуме рассказал о деталях работы над бизнес-моделью создания этого города-спутника.

Это действительно прорывная новость для Дальнего Востока, поскольку масштаб задач поднимается абсолютно на новый уровень. С этой точки зрения есть смысл снова говорить о реализации Восточной газовой программы как о масштабной комплексной задаче текущего столетия. Ведь без сохранения и увеличения населения Восточной Сибири и дальневосточных регионов нет большого смысла ни в газификации, ни в разработке новых месторождений на востоке страны. А наращивание экспортного потенциала трубопроводной системы Сила Сибири и запуск крупнейшего в мире Амурского ГПЗ это лишь части этой большой программы, в основе которой в любом случае должны находиться жители восточных областей и их повседневные жизненные интересы.

А наши восточные соседи со всей их восточной мудростью и прагматизмом обязательно увидят и оценят серьезность перемен в регионе.