В мае 2019 г. в Рованиеми (Финляндия) Министр иностранных дел Финляндии Т. Сойни передал председательство в Совете на очередной двухлетний период Министру иностранных дел Исландии Г.Т.Тордарсону.
Обобщая стратегические документы Исландии по проблемам Арктики, а также учитывая заявленные предложения должностных лиц государства, можно предположить, что Рейкьявик планирует сосредоточиться на следующих темах:
- защита морской арктической среды, борьба с закислением океана;
- устойчивое развитие рыболовецкого сектора, проведение летом 2019 г. в Санкт-Петербурге глобального рыболовецкого форума. В рыбной отрасли задействовано 4,2% трудоспособного населения страны и на нее приходится 20% ВВП.
- снижение загрязнения океана, борьба с морским мусором, включая микропластик, разработка Регионального плана действий по сокращению объёма морского мусора и микрочастиц пластика в нём, организация по этой теме в апреле 2020 г. международного симпозиума;
- противодействие изменению климата и внедрение зелёной энергетики, продолжение работы по улучшению качества прогнозов погоды в Арктическом регионе. Подготовка к Министерскому заседанию в Рейкьявике в 2021 г. обновлённого доклада об изменении климата в Арктике;
- создание процветающего и устойчивого сообщества коренных народов живущих в Арктике через их социальное благополучие, качество жизни и развитие культурных и академических обменов;
- продолжение деятельности по усилению и повышению роли Арктического совета как эффективной площадки для диалога, укрепление сотрудничества с Арктическим экономическим советом и странами- наблюдателями.
Наряду с этими направлениями Республика Исландия продолжает начатую в 2015 г. масштабную работу по информационному обеспечению мероприятий по освоению и развитию арктических территорий. Страна занимает первое место среди ведущих стран мира по уровню развития информационно-коммуникационных технологий, который ежегодно составляет Международный союз электросвязи, опередив Республику Корея и Швейцарию. Среди арктических государств в первую десятку вошли также Дания и Норвегия.
Как показывает анализ, жителям страны на постоянной основе оказываются услуги мобильной связи, телематические услуги связи, услуги спутниковой связи, предоставляется мобильный и проводной широкополостный доступ к сети «Интернет». В этом плане страна активно взаимодействует со своими крупнейшими партнёрами - Великобританией, США, Германией, Россией и Китаем. Ряд информационных технологий экспортируется в другие страны. Исландцы передают партнерам инновационные информационные технологии и свои ноу-хау в рыбной отрасли, а также высокотехнологичное и высокоэффективное оборудование для навигации судов и для вылова и переработки рыбы. Основные технические характеристики, информационные технологии, связь, навигационная аппаратура судов направлены на обеспечение высоких стандартов безопасности и выносливости их в арктических условиях.
Исландия может похвастаться огромным количеством волоконно-оптических кабелей на душу населения. По сравнению с 2016 годом в 2017 году доступ к кабельному интернету вырос на 33,8%, и в результате выход в сеть имеется почти у 78% исландских домохозяйств. И практически каждый исландец имеет доступ к трем сетям по технологии 4G, а средняя скорость загрузки составляет 66 Мб/с.
В государстве активно идет работа по обеспечению доступа жителей малочисленных населенных пунктов к современным услугам связи. Наряду со спутниковой системой связи и навигации, данная задача реализуется также и через дальнейшее строительство антенно-мачтовых сооружений, которые расширяют единое информационное пространство и создают почву для реализации проектов, направленных на повышение безопасности населения, ведения им хозяйственной и другой деятельности. В настоящее время идет процесс совершенствования мобильной связи четвертого и пятого поколений, цифровой сети коротковолновой связи с удаленными территориями и акваториями Атлантического океана.
Россия, поддерживая повестку председательства Исландии в Арктическом совете, в своей политике в Арктике по-прежнему исходит из того, что актуальные проблемы региона можно и нужно решать только путем взвешенной и взаимовыгодной международной кооперации, в регионе нет каких-либо поводов для конфликтов и попыток привносить военные методы в решение любых возникающих здесь вопросов.