Два года назад, в 2021 году, исполнилось 25 лет Арктическому совету. Созданная восемью арктическими государствами 19 сентября 1996 года, эта международная организация за годы своего существования сформировала уникальный политический ландшафт региона, добившись того, что Арктика в условиях турбулентности мировой политики сохраняла свое относительное спокойствие.
На сегодняшний день в Арктическом регионе не остается территориальных споров. Сухопутная граница между арктическими государствами не оспаривается. Ни одно арктическое государство в настоящее время не претендует на территорию другого арктического государства по историческим причинам или для защиты этнического меньшинства. Кроме того, ни один остров не является предметом спора (последний такой спор об острове был урегулирован между Канадой и Королевством Дания в 2022 году). Сегодня ситуации, наиболее близкие к спору о суверенитете, касаются правового статуса судоходства через канадские и российские территориальные воды и дискуссий о правах коренных народов и их собственности на землю. На море согласованы семь из восьми морских границ. Спорной остается только одна: между Канадой и Соединенными Штатами в море Бофорта. Подобная уникальная ситуация резко контрастирует с другими морскими районами по всему миру, окруженными государствами (Средиземное море, Южно-Китайское море и Карибский бассейн).
Но сегодня эти уникальные достижения терпят крах. Прежде всего потому, что полноценная деятельность России в Арктическом совете, страны, значительная часть территории которой лежит за Полярным кругом, из-за непродуманных действий других членов Арктического совета, оказалась парализованной именно тогда, когда Китай набирает силу в мировой геополитике и претендует на собственную позицию в обсуждении арктических вопросов.
Сегодня мы с сожалением наблюдаем эскалацию напряженности в этом, некогда спокойном, регионе мира.
США провоцируют напряженность на Севере ради монополизации арктических ресурсов. Канада и Норвегия, допустив США на собственные арктические военные объекты, фактически предоставили американцам неограниченные возможности по их использованию, в том числе и в качестве потенциального хранилища ядерных боеприпасов.
Использование украинского конфликта в качестве повода для отстранения России от участия в Арктическом совете уже серьезно подорвало международное взаимодействие в Заполярье и парализует крайне важную работу организаций по обеспечению нормального развития региона. Очевидно, что решение проблем Арктики без России с учетом масштабов ее северных территорий – бесперспективно. Становится вполне очевидным, что ущербность Арктического совета без России приведет лишь к усилению противостояния США и Китая в регионе.
Блокирование западными странами сотрудничества с Россией в Арктике затруднит реализацию научных и экологических программ. Особенно это касается исследований в области изменения климата. Одобрение на 57-й сессии Комиссии ООН по границам континентального шельфа российской заявки на расширение арктического шельфа подтверждает высокий уровень научной базы России.
Научное экспертное сообщество сегодня сходится в оценках, что арктическим странам необходимо продолжить взаимодействовать с РФ в Арктике для снижения растущего уровня напряженности на Крайнем Севере и сохранения эффективной научной, экологической и хозяйственной деятельности в Заполярье.
Безопасность и уверенное будущее — это, безусловно, в первую очередь касается именно арктических государств.