Председательство РФ в Арктическом совете (АС) имело ряд существенных особенностей. Начиналось оно в год его 25-летия АС (19 сентября 2021 г.), что накладывало особую ответственность за его результаты. Россия возлагала на него большие надежды с целью закрепить свою ведущую роль в Арктике, стать важным фактором снижения конфликтного потенциала в мире, в первую очередь, в Европе.
Председательство России в АС в своем прохождении, на наш взгляд, прошло четыре периода с разной степенью эффективности. Это подготовительный этап (ноябрь 2020 года – май 2021 года), который был наиболее содержательным и планомерным. Начало председательства (май 2021 года – март 2022 года). Далее можно выделить председательство в условиях санкций и бойкота российского председательства (март 2022 года – март 2023 года). Заключительный этап, связанный с поиском наиболее приемлемой формы завершения председательства (апрель – май 2023 года). Они между собой тесно связаны, но имеют различный уровень эффективности.
Программа председательства России в Арктическом совете и ее бойкот
Заблаговременно Указом Президента РФ от 25 ноября 2020 года был образован Организационный комитет по подготовке и обеспечению председательства Российской Федерации в Арктическом совете в 2021-2023 годах, председателем назначен Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутнев. Сформирован состав Организационного комитета, на котором широко обсуждались в ведомственном формате актуальные вопросы председательства РФ в АС.
В дополнение к принятой программе Председатель Правительства РФ М.В. Мишустин 30 апреля 2021 г. утвердил её план, состоящий из 116 мероприятий. Был определен лозунг председательства «Ответственное управление для устойчивой Арктики».
Россия свое председательство проводила по четырем приоритетным направлениям:
- население Арктики, включая коренные малочисленные народы Севера;
- охрана арктической окружающей среды, включая изменение климата;
- социально-экономическое развитие региона;
- укрепление роли Арктического совета как основной площадки многостороннего сотрудничества в высоких широтах.
Все эти направления нашли отражение в деятельности Центра арктических исследований Отдела страновых исследований Института Европы РАН. По проблемам российского председательства сотрудники Центра провели 2 конференции, подготовили монографию, опубликовали более 20 статей на эту тему, около 30 раз выступили на конференциях и круглых столах, в том числе организованных Международным экспертным советом по сотрудничеству в Арктике (IECCA).
В марте 2022 года семь стран Арктического совета (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия и Швеции) в знак протеста против специальной военной операции России на Украине отказались принимать участие во всех заседаниях, проходящих под председательством РФ и на ее территории, несмотря на ранее принятый единый стратегический план АС, принятый в 2021 году в Рейкьявике. Позже, 8 июня эти государства приняли решение ограничено возобновить деятельность АС, но уже без участия России. Все это в конечном итоге выразилось в масштабном бойкоте председательства РФ в Арктическом совете и значительно снизило его эффективность.
Параллельно с этими решениями ряд крупных европейских и азиатских транснациональных компаний вышли из российских арктических проектов или пересмотрели свои планы по их инвестированию, несмотря на значительные финансовые и имиджевые потери. Еврокомиссия наложила санкции на программу «Коларктик», играющую важную роль в межрегиональном сотрудничестве. Члены Совета Баренцева/Евроарктического региона объявили о приостановке сотрудничества с РФ. Было значительно ограничено также научное сотрудничество с Международным советом по науке и Международным арктическим научным комитетом. Прекращена деятельность России в Совете министров Северных стран.
Перенос акцента председательства на северные территории России
Март-май 2022 года был сложным периодом нашего председательства, но, на наш взгляд, было принято единственно верное решение о его дальнейшем продолжении. Основные усилия были направлены на развитие наших арктических территорий. Также были внесены изменения в программу и регламент плана председательства. Всё это позволило уже в 2022, начале 2023 года сделать серьезные и успешные подвижки на арктическом направлении.
Так, объём перевозок грузов по Севморпути в 2022 году составил 34 млн 34 тыс. т, но при этом транзитные перевозки снизились в 10 раз и составили 200 тыс. т., что явилось результатом внешнеторговой деятельности западных стран.
В структуре госкорпорации «Росатом» в июле 2022 года было создано ФГБУ «Главное управление Северного морского пути». Данное решение уже доказало свою эффективность в улучшении управления судоходством на трассе СМП.
Правительство РФ утвердило масштабный план развития СМП до 2035 года, который предусматривает реализацию 152 мероприятий. В нем определены меры по строительству 10 ледоколов, 14 портов и терминалов, 141 транспортного судна ледового класса, запуск на орбиту 12 спутников, строительство 4 аварийно-спасательных центров МЧС. В совокупности инвестиции в развитие СМП составят 1,8 триллиона рублей до 2035 года.
Государство расширило в 2022 году доступ к льготным кредитам для инвесторов, реализующих проекты на Дальнем Востоке и в Арктике в промышленности, транспорте, энергетике, что существенно снизило риски срыва инвестпроектов из-за санкционных ограничений.
Из федерального бюджета выделено более 2,6 млрд рублей на развитие социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры Республике Коми, Архангельской и Мурманской областям, а также Чукотскому автономному округу, что способствовало улучшению социально-экономического положения Арктической зоны.
Начата работа по развитию транспортной инфраструктуры Мурманской области. 22 ноября 2022 года на «Балтийском заводе» был спущен на воду корпус атомного ледокола «Якутия». Второй серийный атомный ледокол проекта 22220 «Урал» успешно завершил программу заводских ходовых испытаний и 3 декабря из порта Мурманска отправился в Карское море. В прошлом году флот Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Росгидромета пополнился новым уникальным судном - ледостойкой самодвижущейся платформой «Северный полюс», которая сейчас дрейфует с полярниками на станции «Северный полюс-41».
Успешно реализуются проекты «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ 2». На июль 2023 года в рамках системы преференций в Арктике реализуется 695 проектов с объёмом инвестиций 1,6 трлн рублей, при это уже вложено 355 млрд рублей и создано более 12 тыс. рабочих мест.
Россия в оставшийся период своего председательства свои усилия направила на продвижение сотрудничества для повышения благосостояния и качества жизни населения Арктики, включая коренные народы Севера, его адаптации к последствиям изменения климата, сохранение арктического биоразнообразия и уникальных экосистем, обеспечение социально-экономического развития, поиск решений в области глобальной энергетической и транспортной безопасности, продвижение научного сотрудничества в высоких широтах и укрепление арктического сотрудничества.
Мероприятия председательства России в Арктическом совете: их выполнение
По информации Минвостокразвития РФ в 2021 году было проведено 32 мероприятия, в 2022 году - 43. Всего за двухлетний период наша страна провела их порядка 90 - в 24 городах и населенных пунктах. Несмотря на санкционные ограничения, в мероприятиях российского председательства приняли участие представители более 25 государств. Оператором мероприятий председательства выступал Фонд Росконгресс.
12 мая 2023 года Россия в Салехарде официально завершила свое председательство в Арктическом совете, дистанционно передав его Норвегии, подтвердив, несмотря на все трудности и проблемы, востребованность данной организации.
Оценку ограничения действий РФ в период председательства в АС (2021-2023 гг.) дал Министр иностранных дел РФ С.В. Лавров в видеообращении к участникам тринадцатой сессии Арктического совета 11 мая 2023 года. Он отметил: «К сожалению, полноформатная деятельность Совета была «временно заморожена» западными странами-членами под абсолютно надуманным предлогом ситуации на Украине, которую они сами и спровоцировали. Считаем такой шаг наших западных коллег политизированным и контрпродуктивным, ведущим к размыванию коллективных подходов к ответственному управлению Арктикой».
На наш взгляд, после «заморозки» Арктического совета в 2022 г. России необходимо в большей степени опираться на Северный Форум в развитии международного сотрудничества в Арктике. В вопросах дальнейшего функционирования Арктического совета России необходимо оставаться в его составе, наблюдать за ходом председательства Норвегии в АС и лишь после этого принимать меры по дальнейшему членству и работе в этой организации.
В условиях повышенного санкционного давления Запада на Россию надо усилить участие стран ЕАЭС в арктических проектах. Пока оно минимально. В рамках Евразийской Экономической Комиссии целесообразно разработать отдельную программу кооперации России с евразийскими партнёрами в Арктике.