Конфронтационная позиция Запада, остро реагирующего на формирование более справедливого многополярного мироустройства, оказала крайне негативное влияние на международное сотрудничество в северных широтах, ранее традиционно остававшееся вне политической конъюнктуры. Возросли риски фрагментации региональной повестки дня, демонтажа устоявшихся диалоговых механизмов, закрепления в регионе атмосферы недоверия, утраты Арктикой статуса «зоны низкой напряженности». Такое положение вещей контрпродуктивно с точки зрения решения общих для всего Заполярья проблем, социально-экономического развития региона и защиты интересов коренных народов.
Принятая в марте 2023 г. обновлённая Концепция внешней политики России учитывает эти тенденции и очерчивает основные принципы, которыми наша страна намерена руководствоваться при выстраивании международного взаимодействия в Арктике в новых реалиях. Согласно её положениям, Россия по-прежнему стремится к сохранению мира и стабильности, экологической устойчивости в Заполярье, обеспечению благоприятных внешних условий для его социально-экономического развития. Особое значение приобретает взаимовыгодное сотрудничество с конструктивно настроенными неарктическими государствами, заинтересованными в осуществлении международной деятельности в Арктике.
В то же время сохраняются возможности для дозированного взаимодействия с западными странами в областях, затрагивающих интересы населения российского Севера. Среди возможных точек соприкосновения – обеспечение устойчивого развития, проблематика коренных народов, адаптация жизнедеятельности к изменению климата, изучение и защита окружающей среды, сбережение биоразнообразия, здравоохранение, обеспечение готовности к реагированию на чрезвычайные ситуации, безопасность Арктики (примечательно, что даже в нынешней ситуации никто из наших «партнеров» не ратует за ее подрыв). Результатом этой работы может стать отказ европейских государств от недружественных действий в отношении России, переход к политике добрососедства.
На протяжении тридцати лет Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) являлся полезным и эффективным форматом трансграничного взаимодействия. По вине западных участников совета (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция, ЕС) его деятельность с марта 2022 г. была фактически парализована, перспектива ее возобновления не просматривалась. Финское председательство затягивало подтверждение готовности передать России руководство в СБЕР в октябре 2023 г. В сложившихся условиях Российская Федерация была вынуждена выйти из Совета. Без России его существование лишено смысла.
Непростым остается положение дел в АС, полноформатная деятельность которого по инициативе западных стран пока «заморожена». 11 мая 2023 г. в Салехарде состоялась 13-я сессия Совета, председательство на два года было передано от России к Норвегии. На встрече принято совместное заявление, в которое включены формулировки о приверженности арктических государств сохранению АС, а также важности поддержания стабильности и сотрудничества в арктическом регионе.
Норвежское председательство заявляет о планах вести дело к постепенному возобновлению деятельности рабочих органов АС с участием всех стран-членов данной организации. Многое будет зависеть от практических шагов Осло на этом направлении. Но в целом предстоит непростой период с учетом вступления Финляндии, а в перспективе и Швеции, в НАТО. Россия останется единственной страной-членом АС, не входящей в альянс.
Говоря о региональном сотрудничестве на Северо-Западе, нельзя не упомянуть о сложной ситуации на Балтике. С подачи наших «партнеров» ключевые механизмы многостороннего взаимодействия, включая Совет государств Балтийского моря, Парламентскую конференцию Балтийского моря, фактически разрушены. Их деятельность без участия России утратила смысл и переориентируется на защиту «миропорядка, основанного на правилах», идеологизированную обработку молодежи, помощь Украине и т.д.
Со своей стороны мы продолжим укреплять присутствие нашей страны в регионе. Востребовано создание новых механизмов экспертного, проектного и межпарламентского взаимодействия. Новые структуры могли бы сосредоточиться на вопросах содействия устойчивому социально-экономическому и инновационному развитию субъектов Северо-Западного федерального округа, укрепления культурных и гуманитарных контактов, экологических и климатических задачах, работе с молодежью, обеспечении занятости, информационной деятельности и др.
Региональное сотрудничество всегда выступало в роли инструмента мира, призванного сближать людей. Считаем, что и в нынешней непростой ситуации его возможности далеко не исчерпаны.