Статьи
16-06-20 02:09
Фуад Тагиевич Алескеров, руководитель департамента математики национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», заведующий лабораторией Института проблем управления имени В.Ф. Трапезникова РАН (Москва, Россия) Расмус Бретлесен, профессор Арктического университета Норвегии (Тромсё, Норвегия) Николай Андреевич Коргин, главный научный сотрудник Института проблем управления имени В.Ф. Трапезникова РАН, национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Москва, Россия)
Обзор проекта «Общество и передовые технологии в Арктике»

Проект «Общество и передовые технологии в Арктике» (SATA), разработанный для обучения норвежских и российских аспирантов и студентов интернациональному междисциплинарному анализу и решению проблем, касающихся общества и передовых технологий в Арктике. Содержание проекта - междисциплинарное применение фундаментальных исследований для улучшения условий жизни в Арктике с использованием передовых технологий (особенно дистанционного зондирования и космических технологий). Перед аспирантами стоит задача разработать социально-технические решения, ориентированные на потребности и возможности общества, экономики, культуры, регулирования, естествознания и техники.

Полевой курс 2018 года проходил в Тромсё, на базе Арктического университета Норвегии. В течение недели интенсивных исследований и взаимодействия с ведущими исследовательскими центрами в различных областях научно-исследовательской деятельности для арктических регионов студенты, в формате соревнования между проектными группами разработали несколько исследовательских предложений. Проведенный в течении этого года анализ сформированных предложений показал, что они оказались тесно взаимосвязанными, образуя круговую структуру, которую можно назвать по имени всего курса «цикл SATA» - взаимодействие между промышленностью, наукой, образованием, обществом.  Ниже мы представляем краткий обзор предложений и даем краткое объяснение самой идеи «цикла».

 

Проект 1. «Ранжирование мест размещения нефтяных платформ в Баренцевом море: оценка полезности для заинтересованных сторон», разработанный Сергеем Деминым, Кэт Ходжсон, Яной Коротовой и Денисом Тверским. Мы рассматриваем это как «Технологическое влияние» (PTe).

Целью данного проекта является создание системы ранжирования, которая оценивает несколько платформ для потенциальной добычи нефти на основе их полезности. С этой целью команда проекта предлагает максимально использовать потенциальные возможности и минимизировать потенциальные риски, а также конфликты между различными заинтересованными сторонами.

Проект 2. «Сеть арктических исследовательских центров», разработанный Яной Зыковой, Кёнг Ри, Гузель Альмухаметовой, Марией Ермоловой. Мы рассматриваем это как «научное влияние» (PSc)

Целью данного проекта является повышение уровня сотрудничества научных центров, занимающихся проблемами Арктики. В рамках исследования предполагается:

  1. определить уровень сотрудничества между исследовательскими центрами, работающими по одним и тем же темам, касающимся Арктического региона, используя разные критерии, например, количество совместных публикаций, количество совместных проектов, программы обмена студентами в рамках каждой дисциплины и трансдисциплинарных курсов;
  2. определить основные направления исследований исследовательских центров; какие темы менее освещены и нуждаются в большем международном сотрудничестве;
  3. определить факторы и их влияние на уровень сотрудничества, в том числе экономические, научные, культурные и географические факторы;
  4. проанализировать спрос на исследования в различных областях на основе проблем и потребностей страны (изменения климата, уровень здоровья, другие проблемы Арктики).

Проект 3. «Циркуляция знаний в Арктике: места учебы, проживания и занятий северян», разработанный Даниэлой Шустер, Юлией Гуровой, Ириной Гавриленковой, Александром Проскуряковым. Мы рассматриваем это как «образовательное влияние» (PEd).

В рамках проект предполагается междисциплинарное исследование карьерных траекторий выпускников вузов. Основная цель - рассмотреть вопрос о перемещении выпускников между местами их рождения, учебы и работы и определить причины их перемещения. Моделирование этих процессов позволит нам отслеживать людские потоки и прогнозировать будущие варианты учебы, работы и проживания молодых людей в Арктике. Этим можно разрешить многие национальные и международные конфликты между пользователями в районе Баренцева моря, предлагая стратегии привлечения квалифицированной рабочей силы, что требует интенсивного сотрудничества различных заинтересованных сторон.

Проект 4. «Миграция в Арктике», разработанный Александром Бульдяевым, Хема Надераджа, Анной Резяповой, Юань Цзин, Йоханом Биркелундом. Мы рассматриваем это как «социальное влияние» (PSo)

Целью этого проекта является продвижение и распространение знаний о причинах внутренней миграции в норвежских и российских арктических регионах. Общество в Арктике сталкивается с различными последствиями процесса развития, такими как изменение климата, увеличение разнообразия в обществе, рост новых технологий и нехватка природных ресурсов. Проект посвящен изучению того, как миграция в Арктике будет способствовать решению проблем, упомянутых выше.

 

Цикл SATA

В ходе представления предложений по проектам междисциплинарность всего курса SATA и сильная взаимосвязь всех дисциплин, которые были предоставлены студентам привели к тому, что между различными проектами существуют очевидные взаимосвязи, которые позволяют сформировать круговое представление, которое мы назвали цикл SATA по названию всего курса.

Проект 1 «Ранжирование мест размещения нефтяных вышек в Баренцевом море: оценка полезности для многих заинтересованных сторон» и проект 2 «Сеть арктических исследовательских центров» образуют научно-технологическую связь (LTeSc). Проблемы, вызванные арктическими особенностями промышленного актива, вызывают спрос на специальные исследовательские темы, а соответствующая исследовательская деятельность вносит большой вклад в возможность решения промышленных задач.

Проект 2 «Сеть исследовательских центров Арктики» и проект 3 «Циркуляция мозга в Арктике: места учебы, проживания и занятий северян» образуют научно-образовательную связь (LScEd). Возможность достижения самых современных научных результатов в значительной степени зависит от наличия у исследователей соответствующих навыков и опыта, что, в свою очередь, в значительной степени определяет потоки выпускников вузов и их карьерные траектории. В свою очередь, запуск амбициозных исследовательских проектов позволяет создавать новые образовательные программы, которые могут быть весьма конкурентоспособными, чтобы привлечь больше талантливых студентов в арктические университеты.

Проект 3 «Циркуляция интеллектуальных ресурсов в Арктике: места учебы, проживания и занятий северян» и проект 4 «Миграция в Арктике» образуют связь Образование-Общество (LEdSo). Очевидно, что такая циркуляция способствует полной миграции, но в то же время важно учитывать, как глобальная миграция влияет на миграционные потоки студентов и научных исследователей. Наконец, проект 4 «Миграция в Арктике» и проект 1 «Ранжирование мест размещения нефтяных платформ в Баренцевом море: оценка полезности для многих заинтересованных сторон» образуют связь Общество-Технология (LSoTe). Влияние на окружающую среду технологий, применяемых в промышленной деятельности, влияет на качество жизни, что, в свою очередь, является одним из фундаментальных факторов, определяющих миграционные потоки. В свою очередь, высокие стандарты качества жизни, которые позволяют иммиграции превалировать над эмиграцией, стимулируют высокие стандарты безопасности и воздействия на окружающую среду промышленной деятельности, требующей внедрения более совершенных технологий.