Системное социально-экономическое развитие арктической зоны России невозможно без формирования и воспроизводства современных трудовых ресурсов, способных реализовать сложные технологические проекты, сохранять и развивать социокультурные и этнопсихологические особенности проживающего на территории населения.
7 мая т.г. в Правительство Российской Федерации Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики внесен проект Стратегии развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года (далее, Стратегия). К работе над документом были привлечены эксперты, научное сообщество, власти и жители арктических регионов. Анализ текущей ситуации показал, что несмотря на то, что в арктической зоне проживает около 1,6 % жителей страны, на российскую Арктику приходится более 200 млрд. т прогнозных запасов углеводородного сырья, за счет нефтегазодобычи создается 10% ВВП. Планируется, что к 2035 году в Арктике будет создано до 200 тысяч рабочих мест за счет развития газохимических производств, освоения месторождения платинометалльных руд, создания лесоперерабатывающего комплекса полного цикла и др. Для реализации проектов, определенных Стратегией, ежегодно будут определяться потребность в кадрах и их структура, изменяться контрольные цифры под эту потребность, модернизироваться инфраструктура образования.
Нельзя не отметить два отрицательных тренда, характерных для сегодняшнего дня. Во-первых, уменьшение численности населения Российской Арктики. По данным Росстата о численности населения по результатам переписей падение численности населения Арктики относительно общей численности населения РФ в 2010 году относительно 1989 года составило 0,6 % ( 1,7 против 2,3), а к началу 2018 еще 0,1%. Уменьшение численности населения вызвано не только снижением рождаемости и увеличением смертности в регионе, но и миграционной убылью, связанной с низким уровнем жизни. Такие ключевые показатели, характеризующие качество жизни населения, как бедность, безработица, значительно хуже среднероссийского уровня.
Во-вторых, увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население. Уезжая учиться в регионы с благоприятными условиями для проживания, включая природно-климатические, молодежь редко возвращается, оставаясь в густонаселенных и обжитых регионах России.
Казалось бы несложно обеспечить качественное образование для реализации новой Стратегии на современном этапе развития общества, инициирующем кардинальные изменения в сфере образования: преобладание дистанционной учебной работы в условиях цифровой информационно-образовательной среды; глобализация процессов информационного взаимодействия и информационной деятельности, осуществляемых территориально распределенными субъектами образовательного процесса; «распределенное осознание» индивидуумом реальной действительности в смыслах виртуальной реальности; использование информационных систем, робототехнических средств и устройств и иного высокотехнологичного оборудования; «сращивание» средств и методов образовательных технологий с информационными и, как следствие, создание конвергентных, междисциплинарных методик; цифровизация образовательных услуг, контроля результатов учебных достижений, ведения делопроизводства. Тем более, что такой показатель, как отношение численности населения Арктической зоны РФ в возрасте 15-74 года, использовавшего информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» в течение последних 12-и месяцев, к общей численности населения Арктической зоны РФ неуклонно растет и превышает показатель по Российской Федерации в целом: если в 2015 году это было 83,4 %, в 2017 году - 86,9% и 91,2 % в 2018 году ( в целом по Российской Федерации, 73,4, 79,8 и 83,8, соответственно) .
Однако, все не так однозначно.
Реализация вышеописанного приводит, как к позитивным результатам, так и к негативным последствиям для субъектов образовательного процесса. И это касается не только Арктики.
К позитивным отнесем следующие: интеллектуализация информационной деятельности и информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса за счет предоставления инструмента исследования, моделирования, имитации, проектирования виртуальной предметной области адекватно определенному содержательно-методическому подходу; увеличение объема учебного материала, расширение тематики на базе гипертекстовой и гипермедийной форм его представления; реализация организационных форм и методов обучения адекватно современным научно-исследовательским методам познания изучаемых закономерностей природных явлений и социальных проявлений; появление принципиально новых средств обучения, функционирующих на базе цифровых технологий, применение которых повышает мотивацию и самостоятельность обучения; расширение видов учебной деятельности за счет неконтактного взаимодействия, как с пользователем, так и с изучаемыми объектами определенной предметной области, в том числе на базе технологий «Виртуальная реальность», «Дополненная реальность».
К возможным негативным последствиям отнесем следующие: ослабление дискурсивного (рассуждающего) типа мышления и преобладание констатирующего за счет ослабления способности концентрировать внимание на существенных признаках информации; «распределённое» восприятие информации, возникающее в связи рассредоточенностью внимания при избыточности информации; «контентная слепота» пользователя как затруднения осознания целевой, структурно-содержательной, морально-ценностной компоненты информации при ее восприятии и использовании в связи с приоритетом визуального представления информации над содержательным; «клипово-комиксное» восприятие информации, приводящее к непониманию содержательной составляющей учебной информации в связи с предпочтением примитивного представления информации (мультипликационные сюжеты, визуализация моделей, преобладание графиков, инфорграмм, диаграмм и пр.); развитие у обучающихся дивергентного стиля мышления в связи с ориентацией обучения на поиск решений какой-то проблемы с последующим понижением до алгоритмического стиля мышления (точное следование заранее усвоенным алгоритмам деятельности); неадекватность восприятия обучающимся реальной действительности после длительного пребывания в «виртуальном мире», ощущение двойственности при одновременном восприятии реальной действительности и виртуального контента; физическая (для глаз), умственная и эмоциональная напряженность в связи с использованием виртуального контента.
Вышеописанные изменения, произошедшие в сфере образования в результате применения цифровых технологий, явились системно-образующими факторами возникновения цифровой трансформации образования, под которой будем понимать результат процесса возникновения существенных изменений, произошедших в сфере образования (как позитивных, так и негативных), при активном и систематическом использовании цифровых технологий в образовательных целях. Влиянию цифровой трансформации подверглись все процессы образования, что определило становление и развитие цифровой парадигмы образования, под которой будем понимать совокупность теоретико-методологических, научно-педагогических положений и технологических решений, ориентированных на интеллектуальное развитие индивидуума и его социализацию на основе реализации современных достижений научно-технологического прогресса периода активного использования цифровых технологий в условиях предотвращения возможных негативных последствий для здоровья обучающихся и обеспечения информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса.
Описанные выше изменения в сфере образования периода цифровой парадигмы определенным образом влияют на базовую гуманитарно ориентированную платформу, основанную на ценностях образования, расширяя ее в когнитивно-интеллектуальном направлении, а также в направлении сохранения психического и физического здоровья обучающегося в условиях вызовов и рисков современного общества.
Таким образом, цифровая трансформация образования вносит существенные коррективы в содержательную основу словосочетания «ценности образования» в связи с рядом существенных обстоятельств. Это, во-первых, возникшее в нашем веке противоречие между философско-психологическими ценностями, традиционно гуманитарно-ориентированными в области образования, и финансово-экономическими, ориентированными на приобретение материальных ценностей и услуг, на приумножение финансовой прибыли. Во-вторых, это возрастание значимости морально-этических, социальных и национально-культурных ценностей как противовес ценностям общества потребления. В-третьих, это необходимость предотвращения возможных негативных последствий для психического и физического здоровья обучающихся, использующих цифровые технологии в образовательных целях. В-четвертых, это обеспечение информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса. В-пятых, это возрастание значимости интеллектуальных профессий в современном обществе в связи с активизацией научно-технологического прогресса и приоритетностью интеллектуализации образовательной деятельности. В-шестых, это конвергенция педагогической науки и цифровых технологий, проявляющаяся в тенденции совпадения, сходства, взаимного переноса характерных черт педагогической науки и цифровых технологий, а также совпадения методов цифровых технологий с методами обучения.
Учитывая вышеизложенное, в период цифровой трансформации образовании, введем термин «ценности образования периода цифровой парадигмы» и представим в виде таблицы соответствие ценностей образования периода цифровой парадигмы их содержанию. При этом отметим, что ценность – это фиксированная в сознании индивидуума характеристика его отношения к объектам окружающей его действительности, конструирующая его внутренний мир как уникально-субъективный, а содержание формируемых у индивидуума ценностей образования периода цифровой парадигмы – это описание значимых для индивидуума и присвоенных им идей, норм, принципов при выборе жизненных ориентиров и приоритетов, задаваемых самим обучающимся.
Таблица 1 Соответствие ценностей образования периода цифровой парадигмы их содержанию
№ № |
Ценности образования периода цифровой парадигмы |
Содержание формируемых у индивидуума ценностей образования периода цифровой парадигмы |
1. |
философско-психологические |
значимость и приоритетность для индивидуума принятых в конкретном социуме гуманитарно-ориентированных духовных, философских, психологических, общекультурных аспектов восприятия окружающей действительности |
2. |
когнитивно-интеллектуальные |
значимость для индивидуума познавательных аспектов восприятия окружающей реальности при осуществлении образовательной, экспериментальной, научно-исследовательской деятельности, связанной с познанием сути изучаемых явлений, процессов, объектов определенной научной или предметной области |
3. |
социальные (морально-этические) |
значимость и приоритетность для индивидуума соблюдения принятых в конкретном социуме морали, честности, порядочности, этики, сочувствия, уважения в отношениях между людьми |
4. |
национально-этнические |
приоритетность для индивидуума патриотизма, гражданственности, долга, независимости, справедливости, национальных традиций при принятии им решений в своей жизнедеятельности |
5. |
культурно-эстетические |
значимость для индивидуума традиций красоты, гармонии, любви (в широком смысле этого слова), верности, дружбы при восприятии различных аспектов окружающей действительности |
6. |
Конвергентные |
значимость для индивидуума обучения по педагогико-технологическим и учебно-методическим материалам, обеспечивающим совпадение методов обучения с методами цифровых технологий, или реализующим взаимный перенос характерных черт образовательных технологий и цифровых технологий |
7. |
здоровьесберегающие (в условиях использования цифровых технологий) |
обязательность для индивидуума соблюдения психолого-педагогических, санитарно-гигиенических и технических требований при осуществлении учебной деятельности в том числе, в информационно-образовательной среде |
8. |
информационная безопасность личности (в условиях использования цифровых технологий) |
обязательность для индивидуума блокировать: информацию, запрещенную законодательством; неэтичную информацию, оскорбляющую моральные ценности и представления окружающих; агрессивную информацию; нелегитимную информацию; информацию, унижающую или оскорбляющую человеческое достоинство |
Подытоживая, отметим, что представленное в таблице соответствие ценностей образования периода цифровой парадигмы (левый столбец таблицы) содержанию формируемых у индивидуума ценностей образования периода цифровой парадигмы (правый столбец таблицы) выявляет, во-первых, ценности современного образования в условиях его цифровой трансформации, а во-вторых, представляет содержание формируемых у индивидуума ценностей современного образования, которое можно отобразить в компетенциях, необходимых для современного поколения, ответственного в будущем за развитие цивилизации на нашей Планете.