Арктический или полярный регион становится новым местом геополитическим пространством в мировой политике. Некоторые внерегиональные державы, такие как Великобритания и Китай, также все больше вовлекаются в развитие региона. Так как конкретные правила регулирования сотрудничества отсутствуют, эта конкуренция может стать поводом для конфликта.
Растущая хозяйственная активность в регионе повышает опасность возникновения стихийных бедствий или несчастных случаев. Для сокращения их количества и уменьшения ущерба необходимо принять в Комплексную стратегию сотрудничества в области поисково-спасательных операций (CSCSR) в регионе.
Ниже перечислены шесть видов деятельности людей, которые могут привести к чрезвычайным происшествиям, в результате чего могут проводиться поисково-спасательные операции (SAR) с региональным и международным участием.
- Навигация морских судов;
- Добыча полезных ископаемых;
- Добыча нефти и газа;
- Туризм;
- Военная деятельность;
- Террористическая деятельность.
Интенсивность навигации в регионе усиливается. В России особое внимание уделяется развитию северного морского маршрута, и ожидается, что к 2025 году трафик через по маршруту увеличится в 10 раз. С ростом уровня навигационной активности вероятность возникновения аварий и других чрезвычайных ситуаций также может возрасти. Посадка на мель, саботаж, поломка оборудования, пожар, затопление, отказ двигателя и террористическая атака могут являться основными причинами происшествий на море в Арктике.
Было проведено много исследований аварий на суднах в Арктике, но конкретно за последнее время хронология кораблекрушений в арктических водах отсутствует. Наталия Марчано в своем исследовании «Навигационные условия и аварии в Арктических морях» (2012 г.) рассказала о различных авариях в Карском, Восточно-Сибирском, Чукотском морях и в море Лаптевых, произошедших с 1900 по 1986 гг. Она упомянула о 31 несчастном случае в Карском Море, 17 в море Лаптевых, 21 в Восточно-Сибирском море и 25 в Чукотском море. В этом исследовании обсуждались многие операции по спасению, но нет упоминания о международных поисково-спасательных операциях (SAR) в регионе.
Сердар Кум и Бекир Сахин в своем исследовании «Анализ причин происшествий в Арктике с 1993 по 2001 год» (2015 г.) зафиксировали в общей сложности 65 несчастных случаев, приведших к летальным исходам и травмам. Согласно этому исследованию, 50 несчастных случаев или 76,92 процента от общего числа произошли из-за человеческой ошибки. Рыболовные суда оказались более уязвимыми и в значительной степени с ними связано большее число смертей и травм.
Арктический регион очень богат природными ресурсами, включая нефть и газ, никель, медь, уголь, золото, уран, вольфрам, цинк, серебро и селенит. В будущем все страны Арктики будут интенсивно наращивать темпы добычи нефти из своей части региона. Россия уже добывает 80 процентов своей общей добычи газа из Арктики. Кроме того, усилия России по развитию инфраструктуры в Арктике направлены на обеспечение более надежной навигации по Северному морскому пути.
Американские компании также намерены начать работу в Арктическом регионе. Американские компании, такие как Exxon Mobil, Shell и Conocophillips, получили лицензии на разведку нефти и газа на шельфе. На морских нефтегазовых платформах часто происходят несчастные случаи. Многие подобные происшествия привели к смерти сотен людей. Таким образом, одно из основных направлений регионального сотрудничества направлено на избежание подобных инцидентов в будущем.
В июле 1988 года в Северном море около Великобритании на нефтяной платформе Piper alpha погибли 167 человек из-за пожара. В марте 1980 года в Норвегии вблизи континентальной шельфовой нефтяной платформы Alexander L. Kielland погибли 123 человека. Также подобные происшествия, связанные с угрозой жизни сотен людей при добыче нефти на шельфе, происходили в Китае, Индии, Бразилии, Филиппинах и т. д.
Аварии с разливом нефти также часто происходят при нефтедобыче, в том числе, на морском шельфе, что приводит не только к гибели людей, но и к разливу тысяч баррелей нефти и загрязнению морской среды. Причиной катастроф на нефтяных месторождениях могут также являться военные столкновения и вооруженные конфликты.
Добыча полезных ископаемых в Арктике является важной областью регионального сотрудничества. Однако эти разработки могут также привести к несчастным случаям и деградации окружающей среды, имеющим локальные и региональные последствия.
Не так давно, в феврале 2016 года около 36 горняков погибли в результате аварии на российском угольной шахте «Северная». В 2008 году в Расвумчоррском руднике в северной городе Мурманске погибло по меньшей мере 12 человек. Эти аварии могут произойти на новых участках добычи в будущем, поэтому для спасения и реабилитации необходимо развивать многостороннее сотрудничество.
Из-за присутствия все большего числа людей и открытия новых районов Арктика становится привлекательна для туризма. Региональное сотрудничество особенно необходимо для спасения людей независимо от их национальностей при возникновении чрезвычайных ситуаций для туристических групп. В 2013 году из-за плохой погоды группа из 23 туристов и местных охотников оказалась в ловушке в Нунавуте, Арктическом архипелаге, в Канаде; в итоге канадские военные спасли их, проведя полномасштабную поисково-спасательную операцию с привлечением вертолетов. На данную операцию было потрачено 2,7 миллиона долларов.
Международное сотрудничество в области поисково-спасательных операций (SAR):
Поисково-спасательные операции - это междисциплинарная деятельность, она требует значительных затрат человеческих ресурсов и использования высоких технологий, включая данные со спутников, использование вертолетов, поисковых лодок, привлечение медицинского персонала и координацию между различными правительствами и их службами.
Существует давняя история сотрудничества между арктическими странами, так, Норвегия и Россия сотрудничают в сфере поисково-спасательных операций с 1956 года. В 1988 году они также подписали соглашение о проведении совместных поисково-спасательных операций на море. В 1995 году обе страны подписали новое соглашение, основанное на Международной конвенции 1979 года по морскому праву для проведения операций в регионе Баренцева моря.
Воздушный транспорт и использование международного воздушного пространства имеют решающее значение для такого поисковых операций, особенно в Арктическом регионе. Подписано множество международных договоров и соглашений для решения проведения операций в морских районах. В 1944 году для того, чтобы координировать и регулировать международные воздушные перевозки, в ООН принята конвенция о правилах воздушного перемещения, регистрации в территориальном воздушном пространстве и обеспечении безопасности воздушных судов, в которой заложены базовые принципы международной перевозки опасных грузов по воздуху. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) и Международная морская организация (ИМО) совместно разработали «Руководство по авиационной и морской навигации и спасанию» (IAMSAR) для морской и общей авиации по предоставлению поисково-спасательных услуг. Это руководство было разделено на три части:
- Создание и совершенствование национальной и региональной системы проведения поисково-спасательных операций и международного сотрудничества;
- Руководство по планированию и координации операций и тренировок поисково-спасательных операций;
- Руководство по проведению операций на месте происшествий
Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) была создана в 1974 году. Эта конвенция обеспечила правовые рамки нормы в форме правил, кодексов относительно международных стандартов безопасности строительства, оборудования и эксплуатации судов. В этой конвенции особо подчеркивается, что «капитаны кораблей должны прилагать все усилия для спасения людей, терпящих бедствие».
Международная система, охватывающая поисково-спасательные операции, была создана в 1979 году после подписания Международной конвенции о поиске и спасании на море. С помощью этой конвенции была создана система отчетности судов, и все стороны были обязаны предоставлять рапорты о своих судах для облегчения проведения поисково-спасательных операций. После конвенции 1979 года Международная морская организация и Комитет по безопасности на море разделили мировые океаны на 13 регионов, чтобы распределить среди стран ответственность за обеспечение поисково-спасательных операций в соответствующих регионах.
Арктика в 1982 году стала важной частью правовой системы ООН по регулированию морской деятельности. В рамках Конвенции о морском праве права и обязанности сторон были разделены на зоны их юрисдикции, судоходства и права на природные ресурсы. В этой конвенции было уделено особое внимание тому, что в любой чрезвычайной ситуации каждая страна должна обеспечить «создание, эксплуатацию и поддержание адекватной и эффективной поисково-спасательной службы в отношении безопасности на море и над морем».
Хотя все вышеупомянутые договоренности существовали для оказания помощи в поисково-спасательных операциях и при любой чрезвычайной ситуации, в 2009 году на министерской встрече Арктического совета было решило организовать целевую группу для развития международного сотрудничества в области поисково-спасательной деятельности в Арктике. На министерской встрече в Нууке 2011 года все восемь арктических государств подписали договор. Этот договор вступил в силу в январе 2013 года. Основной целью этого договора является «укрепление авиационного и морского сотрудничества в области поиска и спасания в Арктике».
В этом документе уделяется особое внимание региональному и международному механизму сотрудничества в Арктике. В приложении 1 речь идет о уполномоченных инстанциях, в приложении 2 о поисково-спасательных организациях и в приложении 3 рассматриваются координационные поисковые центры. Этот договор также подтверждает нормы Международной конвенции о поиске и спасании на море 1979 года и распределение зон ответственности для каждого государства.
В заключение можно сделать вывод о том, что Арктика является сложным регионом и для ведения поисково-спасательной деятельности необходим широкий спектр человеческих ресурсов и новейших технологий, а также усилия по сотрудничеству и координации этой деятельности. С удовольствием отметим, что международное сообщество, и, в первую очередь, арктические страны пытаются формализовать сотрудничество в этом направлении, но по-настоящему оценить степень развитости международных инструментов можно только при возникновении чрезвычайных ситуаций и решении возникших проблем.