Статьи
10-05-17 08:21
Сочнева Инга Олеговна, МГИМО МИД России
Новые подходы к обеспечению экологически безопасного бурение в Арктике

Сейчас большинство проектов добычи нефти и газа в мире реализуется в морях, где лед отсутствует. Нефтегазовый рынок создал условия, когда большая часть современных технологий разрабатывается, испытывается и используется в умеренных или тропических широтах. Арктические нефтегазовые операторы должны проектировать, строить, устанавливать и эксплуатировать оборудование так, чтобы иметь возможность обеспечить эффективную разработку месторождений нефти и газа за северным полярным кругом, и при этом эффективно реагировать на аварийные ситуации.

В Арктике люди и техника будут работать в одном из самых суровых мест на планете. Так что же нужно сделать для того, чтобы освоение нефтегазовых ресурсов Арктики велось экологически безопасно?

К работам в Арктике должны допускаться операторы, которые могут подтвердить наличие соответствующего опыта и сертифицированного квалифицированного персонала, прошедшего специальную подготовку.

Морские буровые операции в нефтегазоносных районах на стадии поисково-оценочных работ должны быть ограничены периодом, когда буровая установка и связанная с ней система реагирования на разливы нефти, способны ликвидировать последствия аварии в арктических условиях. В настоящий момент сезонные ограничения бурения в российской Арктике не применяются из-за отсутствия соответствующего нормативного регулирования. Оператор фактически сам решет, когда начать и когда завершить работы. Бурение в периоды, когда ликвидация разливов нефти невозможна или малоэффективна, должно быть запрещено.

Мобильные буровые установки должны быть спроектированы, построены и эксплуатироваться с учетом арктических условий, с которыми им реально придется столкнуться. Из-за удаленности от баз обеспечения они должны обладать высоким уровнем автономности, а также, учитывая высокий уровень экологических рисков, иметь на борту дополнительный аварийный запас бурового раствора, химических реагентов и топлива. Очевидно, что это должны быть буровые установки высокого ледового класса, способные выдержать в летний период воздействие отдельных дрейфующих многолетних льдин. Кроме того, они должны иметь возможность продолжать буровые работы при возникновении аварийного разлива в конце бурового сезона - в конце осени - начале зимы.

При бурении скважин в Арктике обычно встречаются гидраты метана. Они, как правило, залегают сравнительно неглубоко – в интервале несколько сотен метров. Газовые гидраты становятся неустойчивыми, переходя из твердого состояния в жидкость и газ при изменении температуры и давления, в процессе бурения и цементирования скважины. Поэтому во всех скважинах, буримых в Арктике, должен осуществляться качественный цементаж, а ликвидироваться они должны с помощью системы цементных мостов.

На скважине может произойти неконтролируемый выброс. Количество разлитой нефти в окружающую среду будет определяться временем, которое требуется для восстановления контроля над скважиной или временем транспортировки оборудования по ее глушению и его установке, или временем бурения успешной перехватывающей скважины с последующим ее глушением.

В Арктике максимально быстрое реагирование может быть обеспечено, если необходимое оборудование находится в непосредственной близости от скважины, т.к. любая его транспортировка или квалифицированных специалистов по его эксплуатации из другого морского района приведет к увеличению масштабов разлива.

В настоящий момент не установлены минимальные требования к оборудованию и методам ликвидации разливов нефти в арктических условиях. Операторы должны разрабатывать и утверждать в надзорных органах планы ликвидации разливов нефти. Однако от оператора до начала работ не требуется подтверждение их эффективности тем или иным способом (например, в результате учений). Для обеспечения высокого уровня готовности, планы должны проходить проверку в реальных полевых условиях до начала проведения работ.

В планах ликвидации разливов нефти особое внимание должно быть уделено защите экологически чувствительных зон. Они должны быть заранее картированы и дифференцированы по степени чувствительности.

Для того, чтобы ликвидация разливов нефти была успешной необходимо, чтобы она осуществлялась с применением судов ледового класса или с использованием специальных технических средств, способных работать непосредственно с поверхности дрейфующего льда. Оператор должен располагать достаточным количеством судов, способных ликвидировать разливы в условиях начала ледостава и наличия битого льда.

Диспергирование нефти при помощи малотоксичных химреагентов или минеральных добавок может стать эффективным методом повышения темпов естественной биодеградации нефти в Арктике. Новый подход – подводная закачка диспергентов к устью аварийной скважины - расширит возможности ликвидации аварийных разливов нефти в морских условиях.

Контролируемое сжигание на месте также может стать важным инструментом при реагировании на разливы нефти в Арктике. Требуется разработка оборудования для сжигания разлитой нефти в арктическом варианте и объективная оценка эффективности его использования.

Суда снабжения и обеспечения работ, работающие в Арктике, должны иметь высокий ледовый класс и иметь движительные системы, защищенные от повреждения льдом. Отдаленность районов буровых операций предполагает, что суда будут самостоятельно обеспечивать ликвидацию аварийных разливов и чрезвычайных ситуаций, а также эвакуацию и спасание персонала. Все суда, задействованные в обеспечении бурения, должны обладать техническими характеристиками, дающими им возможность работать в период всего бурового окна независимо от погодных условий.

В настоящий момент отсутствуют требования для оператора полностью или частично прекратить работу при ухудшении погодных условий, например, при усилении ветра, волн или появлении тяжелого льда. Оператор также сам решает вопрос о продолжении или приостановке ликвидации разлива нефти. Требуется установить критерии прекращения работ. Производственные операции должны прекращаться, если погодные условиях делают невозможными работы по ликвидации потенциальных разливов нефти.

Арктика претерпевает стремительные изменения. Потепление в ее районах идет в два раза быстрее, чем в других районах планеты, угрожая экосистемам, находящимся в прибрежных зонах. Это в свое очередь угрожает продовольственной безопасности коренных народов Арктики. Для многих ее жителей, существует прямая связь между чистотой морской среды и чистотой продуктов питания.

Существующая процедура общественных слушаний результатов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) во многом обеспечивает полноценное участие общественности в обсуждении планов ведения буровых работ на арктическом шельфе, в том числе с участием коренных и малочисленных народов Севера. В настоящий момент ОВОС подлежат не только проекты бурения скважин, но и проекты геолого-геофизических исследований и инженерных изысканий, а также планы ликвидации разливов нефти.

Существенную роль в данном процессе играет государственная экологическая экспертиза. Следует признать, что Россия располагает одним из самых совершенных и хорошо работающих механизмов регулирования в данной сфере.

Рост общественного интереса к развитию нефтегазодобычи в арктической зоне России потребует еще боле полного учета интересов коренного населения. При этом его традиционные знания об окружающей среде должны быть важной частью любых решений, направленных на реализацию проектов в Арктике.

Совокупность указанных мер позволит поднять безопасность работ по освоению морских нефтегазовых месторождений в Арктике на новый уровень.